Терри Пратчетт - Благие знамения

Терри Пратчетт - Благие знамения

5.0/5 оценка (2 голосов)
Опубликовано автором Нил Гейман, Терри Пратчетт 21 марта 2020 года в категории Юмористическое фэнтези и в подборке 10 лучших книг юмористического фэнтези

Остроумная фантазия о подготовке Апокалипсиса, который решают саботировать резиденты Рая и Ада, привыкшие жить на Земле. А поможет им сам Антихрист - этому обаятельному мальчишке интереснее играть с друзьями, нежели уничтожать мир.

«Благие знамения» - роман больше Пратчетта, чем Геймана. Будущий автор «Задверья» и «Американских богов» писал свой литературный дебют урывками, между выпусками комикса «Песочный человек», свалив основную нагрузку на сэра Терри. В итоге дитя вышло похожим на одного из родителей. Здесь мало геймановских волшебства и мистики, зато масса пратчеттовских пародий, юмора и культурных отсылок. Да что там, здесь появляется даже САМ СМЕРТЬ, герой цикла о Плоском мире!

Пародийному обыгрыванию подверглись и серия ужастиков «Омен», и библейские сюжеты. В первую очередь - Откровение Иоанна Богослова или, вернее, обывательские представления об этой книге. «Благие знамения» представляют собой воплощенный постмодерн, задача которого - осовременить старое и классическое.

Играя с библейскими образами, Гейман и Пратчетт умудрились не лишить их серьезности. Шутки шутками, но миру действительно угрожает опасность, люди действительно гибнут, силы Рая и Ада в самом деле готовятся к битве. Они показаны со всей серьезностью, почти по-христиански, - только обе стороны бесконечно далеки от простых смертных и одинаково опасны для них.

Психология у сверхъестественных существ очень житейская и современная. Ангел и демон шлют начальству отчеты о том, что добились успеха в борьбе друг с другом, а сами идут вместе обедать. Обыденное переплетается с волшебным, зловещим и мистическим, и в этом виден почерк обоих соавторов.

Пратчетт и Гейман не просто извлекают хохмы из библейской мистики - они замахиваются на серьезную сатиру. Влетело от них и обществу потребления, и церкви, и капитализму, а также глупостям типа «духовных» телепередач и сетевого маркетинга.

Явно пратчеттовская черта книги - масса сюжетных линий и второстепенных персонажей, которые придают истории объем. Или должны придавать. Чем ближе финал, тем больше толпа из желающих в нем поучаствовать. Зачем - понять трудно, ведь на положение дел все эти персонажи почти не влияют. Судьба мира зависит не от толпы героев, а от выбора маленького мальчика, назначенного Антихристом.

Мораль, к которой Азирафаэль и Кроули пришли давно и пытаются привести остальных, заключается в том, что судьбу Земли должны решать не высшие силы, а те, кто живет на ней. Люди. А Богу и дьяволу стоит оставить их в покое, потому что ни Рай, ни Ад не заменят людям мира, построенного ими самими. Посыл не столь смелый, как, к примеру, в «Темных началах» Пулмана, который призывал вовсе свергнуть Бога, но куда более близкий большинству читателей.

Похожие книги

Отзывы

Алена
Алена

04 июля 2020 |

Понравилось: живые характеры, мягкий юмор.
Не понравилось: излишне подробные описания, затянутая завязка.

Виктория
Виктория

04 июля 2020 |

Плюсы: динамичный сюжет, яркие образы.
Минусы: самоповторы, анахронизмы.

Светлана
Светлана

01 июля 2020 |

Удачно: сложная композиция, загадочная атмосфера, интересный сплав магии и технологий.
Неудачно: избыток натуралистичной жестокости, некому сочувствовать, недосказанность.

Юрий
Юрий

10 мая 2020 |

Благодарю вас за предоставление книг и желаю вам успехов.

Ольга
Ольга

15 марта 2020 |

Удачно: предисловие, структура.
Неудачно: как ни удивительно, повесть мартина.