Остроумная фантазия о подготовке Апокалипсиса, который решают саботировать резиденты Рая и Ада, привыкшие жить на Земле. А поможет им сам Антихрист - этому обаятельному мальчишке интереснее играть с друзьями, нежели уничтожать мир.
«Благие знамения» - роман больше Пратчетта, чем Геймана. Будущий автор «Задверья» и «Американских богов» писал свой литературный дебют урывками, между выпусками комикса «Песочный человек», свалив основную нагрузку на сэра Терри. В итоге дитя вышло похожим на одного из родителей. Здесь мало геймановских волшебства и мистики, зато масса пратчеттовских пародий, юмора и культурных отсылок. Да что там, здесь появляется даже САМ СМЕРТЬ, герой цикла о Плоском мире!
Пародийному обыгрыванию подверглись и серия ужастиков «Омен», и библейские сюжеты. В первую очередь - Откровение Иоанна Богослова или, вернее, обывательские представления об этой книге. «Благие знамения» представляют собой воплощенный постмодерн, задача которого - осовременить старое и классическое.
Играя с библейскими образами, Гейман и Пратчетт умудрились не лишить их серьезности. Шутки шутками, но миру действительно угрожает опасность, люди действительно гибнут, силы Рая и Ада в самом деле готовятся к битве. Они показаны со всей серьезностью, почти по-христиански, - только обе стороны бесконечно далеки от простых смертных и одинаково опасны для них.
Психология у сверхъестественных существ очень житейская и современная. Ангел и демон шлют начальству отчеты о том, что добились успеха в борьбе друг с другом, а сами идут вместе обедать. Обыденное переплетается с волшебным, зловещим и мистическим, и в этом виден почерк обоих соавторов.
Пратчетт и Гейман не просто извлекают хохмы из библейской мистики - они замахиваются на серьезную сатиру. Влетело от них и обществу потребления, и церкви, и капитализму, а также глупостям типа «духовных» телепередач и сетевого маркетинга.
Явно пратчеттовская черта книги - масса сюжетных линий и второстепенных персонажей, которые придают истории объем. Или должны придавать. Чем ближе финал, тем больше толпа из желающих в нем поучаствовать. Зачем - понять трудно, ведь на положение дел все эти персонажи почти не влияют. Судьба мира зависит не от толпы героев, а от выбора маленького мальчика, назначенного Антихристом.
Мораль, к которой Азирафаэль и Кроули пришли давно и пытаются привести остальных, заключается в том, что судьбу Земли должны решать не высшие силы, а те, кто живет на ней. Люди. А Богу и дьяволу стоит оставить их в покое, потому что ни Рай, ни Ад не заменят людям мира, построенного ими самими. Посыл не столь смелый, как, к примеру, в «Темных началах» Пулмана, который призывал вовсе свергнуть Бога, но куда более близкий большинству читателей.
04 июля 2020 | #
Понравилось: живые характеры, мягкий юмор.
Не понравилось: излишне подробные описания, затянутая завязка.
04 июля 2020 | #
Плюсы: динамичный сюжет, яркие образы.
Минусы: самоповторы, анахронизмы.
01 июля 2020 | #
Удачно: сложная композиция, загадочная атмосфера, интересный сплав магии и технологий.
Неудачно: избыток натуралистичной жестокости, некому сочувствовать, недосказанность.
10 мая 2020 | #
Благодарю вас за предоставление книг и желаю вам успехов.
15 марта 2020 | #
Удачно: предисловие, структура.
Неудачно: как ни удивительно, повесть мартина.