Нью-йоркский подросток Ник, спасаясь от наркомафии, встречает золотоглазого и остроухого мальчишку Питера, который уводит его на волшебный остров Авалон. Здесь под началом Питера живут невзрослеющие дети. Они именуют себя Дьяволами и ведут войну с ужасными Пожирателями плоти во главе с Капитаном, которые уничтожают остров и его обитателей.
Первоисточник «Похитителя детей» не узнают только те читатели, которые выросли на другой планете или на необитаемом острове. «Питер Пэн» Джеймса Барри входит в канон обязательного детского чтения, и вы наверняка смотрели снятый по нему диснеевский мультфильм или хотя бы одну из игровых экранизаций. Художник Джеральд Бром с его неуемной фантазией и склонностью видеть мир через черные линзы прочитал эту книгу так, как никто ранее не осмеливался, превратив ее в мрачный и жестокий фэнтези-хоррор в стилистике готик-панка. Образы Брома визуально яркие и выпуклые, а сюжетные повороты не считаются с чувствами читателя - поэтому предсказать их невозможно.
Взяв из книги Барри только сюжетную канву (вечный мальчишка Питер и его друзья на волшебном острове, воюющие с загадочным Капитаном), Бром наполнил ее мотивами кельтской мифологии и плеснул приличную дозу обыденной современности, причем в самом неприглядном ее изводе. Дети, которых приводит на свой остров Питер, вовсе не беспечные озорники, желающие просто поиграть. Жизнь жестоко с ними обошлась: их избивали и насиловали, принуждали заниматься проституцией и совершать преступления, причем чаще всего так поступали их собственные родители. В прошлом у Питера (о его не совсем человеческом происхождении нетрудно догадаться по внешности) тоже хватало травли, насилия и угроз жизни. Однако Бром ни в коем случае не сводит мораль истории к плоскому противопоставлению детской невинности и взрослой жестокости. Все намного сложнее: «Похититель детей» - это во многом история об утрате этой самой невинности.
Не случайно будни детей-Дьяволов (кстати, в отличие от книги Барри, среди них есть и девочки) описаны с точки зрения трезвомыслящего Ника: в его глазах они мало чем отличаются от подростковых банд, которыми полнятся неблагополучные районы мегаполисов. Слепая преданность Питеру, которого сам автор в послесловии называет «обаятельным социопатом», заставляет Дьяволов подвергать себя смертельным опасностям, лишенным всякой романтики. Сражения, в которых участвуют дети, изобилуют кровавыми подробностями: автор не жалеет красной краски, чтобы подчеркнуть, что война - это не увлекательное приключение.
Сам Питер служит не своей банде - его сердцем владеет прекрасная Владычица Модрон, правительница Авалона и источник всей магии острова. Питер искренне поддерживает ее в войне с Пожирателями плоти, уничтожающими природу и волшебных обитателей острова. Но опять-таки, эта сюжетная линия не сводится к простому конфликту природы и цивилизации - с надоевшей моралью, что все зло от людей (в частности - от христиан: самые гнусные злодейства в книге творят верующие). Боги, эльфы и тролли далеки от людей и преследуют собственные цели, а у страшных Пожирателей плоти внезапно обнаруживаются понятные читателю мотивы. А Капитан, лидер Пожирателей, и вовсе меняется буквально у нас на глазах. Чего, увы, не скажешь об антигероях: ни Ульфгера, мстительного сына Рогатого бога, ни мальчишку-предателя из числа Дьяволов, сложными не назовешь.
Зато эволюция главных героев - одна из самых ценных черт «Похитителя детей». Ник проходит сложный путь: сначала он разрывается между желанием быть принятым новыми друзьями и отвращением к Питеру и его методам, а потом понимает, что самое ценное в жизни он оставил дома, в Нью Йорке, - потому что, оказывается, всегда есть что терять. Да и Питер - во многом под влиянием Ника - начинает сомневаться в ценностях, которым служит, казалось бы, по велению сердца. Жаль, что обилие жестокости явно ставит эту книгу на полку «18+»: проблемы выбора, поиска себя и смысла собственной жизни, которыми задаются герои, - то, что больше всего волнует именно подростков.
Безжалостная к читателю интерпретация детской сказки, которая под пером Брома превратилась в мрачную историю о служении, выборе и подлинных ценностях.
04 июля 2020 | #
Понравилось: живые характеры, мягкий юмор.
Не понравилось: излишне подробные описания, затянутая завязка.
04 июля 2020 | #
Плюсы: динамичный сюжет, яркие образы.
Минусы: самоповторы, анахронизмы.
01 июля 2020 | #
Удачно: сложная композиция, загадочная атмосфера, интересный сплав магии и технологий.
Неудачно: избыток натуралистичной жестокости, некому сочувствовать, недосказанность.
10 мая 2020 | #
Благодарю вас за предоставление книг и желаю вам успехов.
15 марта 2020 | #
Удачно: предисловие, структура.
Неудачно: как ни удивительно, повесть мартина.