1980 год. В Москве начинается Олимпиада, а под Куйбышевом, в лагере «Буревестник», стартует всего-навсего очередная смена. Среди ее новичков пионер Валера, который очень хочет найти настоящих друзей и цель в жизни, и вожатый Игорь, который просто хочет найти себе «телку». И все идет относительно по плану, но вдруг Валера узнает, что кровь у людей пьет не только Красная рука из пионерских страшилок...
Алексей Иванов, писатель масштабный, серьезный и разнообразный, фантастики отнюдь не чужд. Однако критики фантастом его не считают - он же пишет «настоящую» литературу, хотя его вполне исторический реализм бывает щедро дополнен мистикой. Первый его чисто мистический роман, «Псоглавцы», был издан под псевдонимом. И тут, после грандиозного «Тобола», появляется очень простой жанровый «Пищеблок». Неплохой, но ничем не выдающийся мистический триллер.
Да и триллер ли? Нет, тут есть все необходимые сюжетные элементы и нет лишнего постмодернизма, но создается ощущение, что вся эта классическая - и почти примитивная - драматургия без неожиданных вывертов нужна автору лишь для того, что вволю поностальгировать по своему советскому детству.
Перед нами - типичный пионерский лагерь с его специфическим бытом: разные кружки, где пафосно говорят о свободном творчестве, но при этом велят перерисовывать карикатуры из «Крокодила», непременное «выпей баночку соплей» в ответ на «клей», анкеты по любому поводу, милые секретики, примитивные игры и конкурсы, невнятные подростковые романы... Правда, определенные сомнения вызывает лексикон пионеров: точно так же разговаривали персонажи другой книги автора, «Географ глобус пропил», - и какова же вероятность того, что жаргон уральской шпаны середины 1990-х полностью совпадает со сленгом куйбышевских пионеров «ностальгического восьмидесятого»? В какой-то момент собирать из авторских воспоминаний и детского фольклора советских времен связную сюжетную конструкцию становится почти невозможно. И тут на помощь приходят вампиры (тоже классические: они боятся святой воды и креста, будучи при этом советскими людьми и атеистами), после чего начинается экшен. А заодно расширяется потенциальная аудитория - за счет тех, кто родился уже после развала Советского Союза и ностальгии по нему не испытывает.
В результате получается хорошая, внятная история, у которой все концы увязаны, все кирпичики подогнаны, ничего не скрипит и не скрежещет, и вся конструкция бодро едет вперед к счастливому финалу.
Но не более того. Если бы такой роман написал любой МТА, это было бы чудесно и мы бы уже праздновали появление достойного коммерческого автора. Но Алексей Иванов ведь может намного лучше.
Симпатичный, крепко сбитый, качественный жанровый роман. Вот только, если бы его написал не Алексей Иванов, никто бы «Пищеблок» не заметил.
16 июля 2019 | #
Плюсы: внимание к личностям персонажей; общий оптимизм; хороший темп; масштабная картина мира.
Минусы: обилие клише; нелогичности и условности; повторяющееся дежурное морализаторство.
16 июля 2019 | #
Удачно: странный, но реалистичный мир; пугающие чудовища; увлекательный детективный сюжет.
Неудачно: сюжетные недосказанности; невнятный главный герой.
16 июля 2019 | #
Понравилось: развитие и раскрытие персонажей; акцент на психологию героев; образ келси; ответ на многие загадки.
Не понравилось: шаблонность антиутопии; маловато экшена.
16 июля 2019 | #
Плюсы: привлекательная главная героиня; симпатичные второстепенные персонажи; ирония и литературные аллюзии.
Минусы: неоригинальный мир; несложный сюжет; «бог из машины» в финале.
16 июля 2019 | #
Удачно: экзотический сеттинг; химия отношений «ученик - наставник»; впечатляющие финальные главы.
Неудачно: недостаток авторских объяснений; первая часть напоминает пролог.