Сломанные звезды. Новейшая китайская фантастика

Сломанные звезды. Новейшая китайская фантастика

0.0/5 оценка (0 голосов)
Опубликовано 12 июня 2021 года в категории Научная фантастика

Импринт fanzon продолжает открывать русскоязычному читателю китайских фантастов. Издательство уже выпустило четыре книги Лю Цысиня, роман-фанфик Баошу и технотриллер Чэнь Цюфаня. Логично, что следом fanzon решило перевести объемный сборник с текстами разных авторов, представить читателю эдакий культурный срез. Правда, русскоязычная обложка несколько лукавит: в антологию вошли не только «версии будущего». Вынесенное в центр имя Лю Цысиня тоже может обмануть ожидания - от автора «Задачи трех тел» в книге лишь один рассказ, да и то не самый выдающийся.

Имя составителя Кена Лю раза в три меньше, но именно его усилиями сборник получился действительно разнообразным: сюда вошли и научная фантастика (как «твердая», так и «мягкая»), и сатира, и сказки, и чжуаньюэ (местный аналог попаданцев), и даже триллер. Истории, как часто бывает в антологиях, вышли неоднородными, причем самыми интересными оказались рассказы еще не изданных у нас авторов. Но начнем со знакомых имен.

Лю Цысинь выступил с историей на экологическую тему, отдаленно напоминающей фильм «Эффект бабочки»: главному герою звонит из будущего он сам и дает ценные инструкции, которые помогут человечеству перейти на другой источник энергии и изменить будущее. Другой знакомый нам автор, Чэнь Цюфань, остроумно обыгрывает вопросы морали и технологии. В рассказе «Свет, сходящий с небес» разработчики создают приложение «Буддаграм», в котором записи действительно освящаются, - и это приводит к сущему кошмару для авторов и всех, кто связан с программой.

А «История болезней будущего» описывает всевозможные заболевания, которые грозят появиться на Земле в ближайшие сто лет.

Но самый впечатляющий рассказ из известной нам троицы фантастов сочинил Баошу. «Что пройдет, то будет мило» (да, в оригинале этот текст тоже озаглавлен цитатой из Пушкина!) показывает семейную трагедию, которая разворачивается на фоне глобальных событий: Олимпиады в Пекине, эпидемии атипичной пневмонии, прихода к власти Мао Цзэдуна, культурной революции - именно в таком порядке. Рассказ, глубокий и эмоциональный, оказался одним из лучших в сборнике; даже удивительно, что его написал автор достаточно слабого «Возрождения времени».

В сборник вошло много лаконичных историй, которые завершаются ровно в тот момент, когда нужно. Например, две такие написал один из фантастов старшего поколения Хан Сон - абсурдистскую «Сэлинджер и корейцы» и метафоричную «Подводные лодки». Любопытным, но достаточно простым вышел рассказ Регины Канъю-Ван «Мозговой ящик» - рефлексия на тему «перед смертью вся жизнь проносится перед глазами», правда, достаточно поверхностная. Любителям сюжетных поворотов и саспенса стоит почитать титульный рассказ «Сломанные звезды» Тан Фэй и «Отражение» Гу Ши. А рассказы «Игры первого императора» Ма Бойона и «Новогодний поезд» Хао Цзинфан подкупают прежде всего юмором.

Ся Цзя в «Спокойной ночи, меланхолия» и Анне У в «Ресторане на краю вселенной» (привет, Дуглас Адамс!) лучше других коллег удается говорить на темы, понятные во всем мире. Ся Цзя посвящает свою историю Алану Тьюрингу и в том числе через его размышления о будущем искусственного интеллекта показывает, как машина может стать другом и помочь при депрессии. А фантастка Анна У поднимает вечную тему писательского ремесла, раскладывая его на составляющие.

Сборник завершают три эссе о китайской фантастике. Регина Канъю-Ван дает краткий, но подробный обзор направлений, имен, жанров и периодических изданий. Минвей Сун вспоминает, как занимался исследованиями по теме. А Фэй Дао рассказывает о хорошо знакомой нам проблеме - неприятии фантастики в массовом сознании: мол, это слишком детское и несерьезное направление. Правда, в Китае за последние несколько лет отношение к жанру изменилось, и даже чиновники называют себя поклонниками фантастики. У нас, к сожалению, такого скачка пока не предвидится.

«Сломанные звезды» показывают китайскую фантастику во всем ее многообразии - и оказывается, что в целом она не так уж отличается от привычной нам западной. Китайская специфика выражается в обыгрывании местной истории и культуры, но в основном фантасты затрагивают проблемы, понятные в любой точке мира.

Отзывы

Ольга
Ольга

25 июля 2021 |

Удачно: колоритные описания и диалоги, неожиданные параллели с реальностью, эффектный финал;
Неудачно: относительно простой сюжет, некоторая идеализация прошлого;
Стоит ли читать? Да, если вы доверяете авторам и готовы к любым сюрпризам в их исполнении.

Анна
Анна

03 июня 2021 |

Удачно: симпатичные герои-раздолбаи, умелый саспенс, психологизм на фоне зомби-апокалипсиса, безудержная фантазия автора;
Неудачно: туалетный юмор,...

Юлия
Юлия

03 июня 2021 |

Понравилось: живые интересные персонажи, тонко переданная атмосфера, легкая ирония;
Не понравилось: отсутствие цельной картины мира, вялый минималистичный сюжет, слабый перевод;
Стоит ли читать? Скорее любителям современной психологичной прозы, чем поклонникам научной фантастики.

Елена
Елена

03 июня 2021 |

Плюсы: продуманность и разветвленность мира, смешение архаики и современности, глобальность сюжета;
Минусы: образы главных героинь, фрагментарность сюжета;
Стоит ли читать? Если любите истории о конце света, преодолении трудностей и обретении себя - безусловно.

Галина
Галина

03 июня 2021 |

Удачно: невероятный масштаб, развитие персонажей, флешбэки Далинара, связь с другими мирами Космера;
Неудачно: несамостоятельность, некоторые сюжетные линии провисают;
Стоит ли читать? Поклонникам объемных эпопей и вообще качественного фэнтези - обязательно.