Сэмюэл Дилэни - Дальгрен

Сэмюэл Дилэни - Дальгрен

0.0/5 оценка (0 голосов)
Опубликовано 06 декабря 2021 года в категории Магический реализм, Научная фантастика, Постапокалипсис

В городе Беллона ранее проживало два миллиона человек, однако после таинственной катастрофы осталось около тысячи. Люди здесь умирают постоянно и совершенно внезапно, а насилие и разрушение происходят непредсказуемо и часто. Но вместе с хаосом приходит и свобода: в городе нет законов - кажется, даже физические отменили. А значит, каждый может быть собой и раскрыться максимально, не прячась за маской, привычной для благополучного общества. Так что большинство живут как хиппи - не работают, а еду добывают в брошенных домах. Повсюду наркотики, а в сексе люди сбросили оковы... В Беллоне все это воспринимают совершенно спокойно - наряду с избиениями и убийствами.

Парень по прозвищу Шкет не помнит своего прошлого. Он носит одну сандалию, считает, что ему двадцать семь, но выглядит на шестнадцать, о родителях знает только то, что его мать была индианкой, а еще помнит, что лежал в психлечебнице. И с этой фрагментированной памятью и специфическим восприятием реальности он попадает в Беллону, где, кажется, фрагментирована сама реальность. Шкету предстоит сменить множество обличий. Он будет прислуживать семье, стремящейся сохранить хотя бы видимость нормальности, станет поэтом, затем - местным героем, возглавит банду, но, по большому счету, так и останется наблюдателем. Точнее, крайне ненадежным свидетелем...

Западный фэндом отнесся к «Дальгрену» прохладно. Да, Уильям Гибсон и Пол Ди Филиппо говорят о влиянии, которое на них оказала эта книга, но людей вроде Филипа Дика и Харлана Эллисона, посчитавших роман Сэмюэла Дилэни претенциозной и скучной чушью, гораздо больше. А вот мейнстрим встретил «Дальгрена» значительно радушней - в конце концов, у них уже был Пинчон.

Такая смешанная реакция понятна и закономерна. «Дальгрен» - вещь в себе во многих смыслах, как бытовых, так и философских. С одной стороны, вслед за Гибсоном нельзя не отметить, что роман писался под влиянием 1960-х и во многом служит своеобразным комментарием к ним. С другой, Дилэни не стал бы одним из самых влиятельных и заметных писателей своего времени, если бы ограничился социальным комментарием. «Дальгрен» - это игра писателя со структурой, где есть место многочисленным петлям, закольцовыванию, смене восприятия, изменчивой и ложной памяти, фиксации на деталях с упущением информационного содержания и многим другим трюкам, которыми автор стучит читателя по лбу до тех пор, пока тот не потеряет ориентацию. Но это также игра читателя - попытка выстроить прямой нарратив в романе может стать крайне занимательным, хоть и безнадежным квестом. Для читателя, готового приложить усилия и отказаться от конвенций жанровой литературы, книга превращается в источник удовольствия, в наслаждение игрой. Хотя у тех, кто хочет получить историю, «Дальгрен», скорее всего, вызовет парадоксальную смесь раздражения и скуки.

Это роман об относительности нашего восприятия реальности, о привычках, закладываемых в нас с детства и мешающих видеть мир - тот мир, который ставит нас в тупик и водит кругами. Мы снова и снова пытаемся понять, что же все-таки происходит в Беллоне, и вряд ли когда-нибудь поймем до конца, хотя придумывать версии будет интересно. Дилэни о многом размышляет в «Дальгрене»: о легкости, с которой рушится «цивилизованное» общество, о расовых и сексуальных предрассудках, о том, что реальность в основе своей непознаваема и возможна лишь ее интерпретация. Но, вероятно, главное достоинство книги - ее красота. Сложная, выверенная до мелочей структура, интеллектуальный узор. Его необязательно понимать, достаточно им любоваться. Это прекрасная, поэтическая проза - иногда, впрочем, переходящая в вычурность. И замечательные размышления о творчестве и людях, которые ему принадлежат.

«Дальгрен» нелинеен и запутан, у него много точек входа, что означает неминуемую головную боль для читателя. Но еще это значит, что к книге можно возвращаться снова и снова. И если «Дальгрен» вам понравится, то вы непременно к нему вернетесь - чтобы разгадать его загадки или чтобы на этот раз получить от них удовольствие. В конце концов, не все в нашей жизни требует объяснения, бывают просто красивые вещи.

Отзывы

Елена
Елена

01 августа 2021 |

Плюсы: завораживающая фантазия автора, интригующие сюжетные повороты, рост и развитие персонажей;
Минусы: некоторая статичность сюжета;
Стоит ли читать? Все, кого захватило «Восхождение Сенлина», и так знают, что не прочитать его продолжение просто невозможно.

Галина
Галина

31 июля 2021 |

Понравилось: новая встречас полюбившимися героями, магические баталии, интересный конфликт;
Не понравилось: неудачное переосмысление знакомых образов;
Стоит ли читать? Непременно, если вы любите «Летописи разлома», Клару Хюммель и Долину магов.

Олеся
Олеся

28 июля 2021 |

Плюсы: увлекательный сюжет, развитие мира, возросший масштаб, интригующий финал;
Минусы: резкий переход между сюжетными линиями;
Стоит ли читать? Пехов - один из ведущих российских авторов фэнтези, так что любителям жанра читать точно стоит.

Ольга
Ольга

25 июля 2021 |

Удачно: колоритные описания и диалоги, неожиданные параллели с реальностью, эффектный финал;
Неудачно: относительно простой сюжет, некоторая идеализация прошлого;
Стоит ли читать? Да, если вы доверяете авторам и готовы к любым сюрпризам в их исполнении.

Кристина
Кристина

24 июля 2021 |

Понравилось: стилизация под литературу XIX века, запутанная интрига, главные герои;
Не понравилось: разгадка;
Стоит ли читать? Любителям Эдгара По - обязательно. Поклонники исторических детективов с привкусом мистики тоже могут попробовать.