Профессор Университета Манитобы Джеймс Марчук обожает свою работу, да и вообще довольно обычный человек, разве только слегка эксцентричен - не ест мяса и каждый месяц перечисляет часть зарплаты на благотворительность. Но однажды он обнаруживает, что начисто забыл шесть месяцев собственной молодости. В попытках понять, что же тогда произошло, он снова сходится с подругой тех времен, ругается с наставником и выясняет все больше пугающих фактов о работе человеческого сознания, чтобы в конце концов сделать единственно верный выбор.
Роберт Сойер - канадский писатель-фантаст, лауреат премии Роберта Хайнлайна, «Хьюго» и других престижных наград. Как и главный герой «Квантовой ночи», Сойер преподавал в университете; возможно, поэтому его Джеймс Марчук так узнаваем.
Начинаясь как обманчиво простая история о потере памяти, «Квантовая ночь» набирает обороты, и с каждым витком сюжета идейное содержание книги выходит на новый уровень. Ответственен ли психопат за то, что творит? Сколько людей вообще осознают, что они живы и обладают свободой воли, а сколько всю жизнь лишь механически подражают окружающим? У всех ли есть внутренний голос или совесть? Что будет, если их отключить, и что - если включить? Все эти вопросы Сойер ставит не теоретически, а вплетая в повествование. Он показывает и людей с отключенным внутренним голосом, которые живут на одних инстинктах, - новую и пугающую разновидность зомби; и людей с внутренним голосом, но отсутствующей совестью, - психопатов; и людей, которые обладают и первым, и вторым, - по сути, вполне обычных.
Зомби у Сойера потому и ужасают, что не пытаются никого сожрать и вообще внешне ничем не отличаются от остальных. Любой, самый приятный человек может на самом деле оказаться лишь набором привычек, не скрепленных ни волей, ни желаниями. Герои Сойера, Джеймс и его старая-новая подруга Кайла, находят способ проверять, зомби человек или нет, тестируют себя, родных и близких и немедленно разочаровываются: чем больше думаешь и проверяешь, тем больше скрытых зомби находишь вокруг. Правда, такого зомби, как выясняется, запросто можно превратить в психопата - существо без эмпатии, но хотя бы осознающее себя, а психопата - уже во вполне нормального человека. Вообще, и Джеймс, и Кайла довольно смело экспериментируют на людях. Правда, Джеймс - на самом себе, а Кайла - на собственном давным-давно впавшем в кому брате, которому терять нечего. Да и то за свои опыты они берутся лишь после того, как обнаруживают, что и Джеймс, и брат Кайлы уже стали когда-то жертвами чересчур далеко зашедшего эксперимента по работе с сознанием.
Воспоминания девятнадцатилетней давности перемешиваются с настоящим, разбавляются вставками из лекций Джеймса и объяснениями Кайлы, порой подзатянутыми, и все это время фоном нарастает сюжетное напряжение - отдельные стычки между людьми, агрессивные выступления политиков, массовые беспорядки. В общем, мир явно катится к чертям... Раскручивая глобальный сюжет, Сойер успевает показать множество маленьких историй: о профессорах, увлекшихся экспериментом и поплатившихся за это, о человеке, который утратил совесть, и человеке, который ее обрел. Причем все эти перемены - результат не роста над собой, а одного нажатия кнопки, и неизвестно, к добру это или к худу.
Одна из тех книг, что поднимает по-настоящему сложные вопросы, между делом разжевывает несколько реально существующих научных теорий и умудряется оставаться при этом по-настоящему увлекательной.
04 июля 2020 | #
Понравилось: живые характеры, мягкий юмор.
Не понравилось: излишне подробные описания, затянутая завязка.
04 июля 2020 | #
Плюсы: динамичный сюжет, яркие образы.
Минусы: самоповторы, анахронизмы.
01 июля 2020 | #
Удачно: сложная композиция, загадочная атмосфера, интересный сплав магии и технологий.
Неудачно: избыток натуралистичной жестокости, некому сочувствовать, недосказанность.
10 мая 2020 | #
Благодарю вас за предоставление книг и желаю вам успехов.
15 марта 2020 | #
Удачно: предисловие, структура.
Неудачно: как ни удивительно, повесть мартина.