Ричард Морган - Черный человек

Ричард Морган - Черный человек

0.0/5 оценка (0 голосов)
Опубликовано автором Ричард Морган 30 декабря 2018 года в категории Научная фантастика

Космический корабль «Гордость Хоркана» с полным трюмом колонистов, завершивших трудовую вахту на Марсе, не добрался до места назначения. Вместо того чтобы сбавить ход на орбите Земли и пришвартоваться к посадочной мачте, межпланетный грузовик по пологой дуге рухнул в океан неподалеку от берегов Северной Америки. Выживших не осталось - но убила их не аварийная посадка. Погруженных в криогенный сон людей прикончил каннибал, тайком пробравшийся на борт и разнообразивший свое меню в полете свежей человечиной...

Одиннадцать лет назад Ричард Морган, автор «Видоизмененного углерода», отошел от научной фантастики и полностью сосредоточился на фэнтези. И последним его научно-фантастических романом как раз и стал удостоенный премии Артура Кларка «Черный человек» - масштабный футуристический триллер, действие которого разворачивается в конце XXI века. И хотя его завязка звучит как пересказ какого-то трэша, бессмысленного и беспощадного, «Черный человек» - один из самых сложных, изобретательных и динамичных переводных романов последнего времени.

Наверное, это самая масштабная книга Моргана - хотя и в других своих сочинениях американский фантаст не грешит минимализмом. Однако глотается роман залпом: автор использует каждую страницу с максимальной эффективностью, коэффициент полезного действия тут близок к ста процентам. В основу книги положена история об охоте на человека - вернее, постчеловека, генетически измененного мутанта «тринадцатой разновидности», официально запрещенной на Земле. Дополнительную пикантность ситуации придает то, что каннибала преследует другой «тринадцатый», Карл Марсалис, «охотник за головами» при ООН - один из немногих модификантов, ведущих нормальную человеческую жизнь. Ну а его напарницей становится американка турецкого происхождения, у которой уже есть печальный опыт взаимодействия с такими беглецами...

Благодаря недавней экранизации «Видоизмененный углерод» часто сравнивают с «Бегущим по лезвию» - но это, конечно, большое преувеличение. Иное дело «Черный человек»: книга и впрямь близка к культовому фильму Ридли Скотта и имеет немало общего с его литературным первоисточником, романом Филипа К. Дика. «Триннадцатых» Моргана, асоциальных харизматиков с ослабленной эмпатией и врожденной паранойей, вывели специально для участия в боевых действиях, а позже депортировали на терраформированный Марс; репликантов Филипа Дика создали для участия в космических войнах и освоения планет, малопригодных для человека. И те, и другие пытаются избежать уготованной участи; и тех, и других человеческое сознание воспринимает как угрозу - на глубинном, рефлекторном уровне. Но «Черный человек» не просто нуарный детектив в фантастических декорациях. Это и футурологический сценарий (к концу XXI века, прогнозирует автор, Соединенные Штаты снова распадутся на высокотехнологичный Север и консервативный расистский Юг), и социальная критика общества, и философское исследование природы человека. Автор нелестно отзывается о роде людском: он не дает спуска ни расистам, ни борцам за равные права, ни христианским фундаменталистам, ни радикальным феминисткам, ни «базовой» версии хомо сапиенса, ни модифицированной. Есть, впрочем, один нюанс: Морган не устает подчеркивать, что «тринадцатые» мыслят не так, как обычные люди, их мозг оперирует иными понятиями. Они сродни «вампирам» из «Ложной слепоты» Питера Уоттса - другая ветвь человеческой расы, носители утраченного генетического кода, монстры, чудовища в ночи, страшная сказка, которую рассказывают детям, пока племя жмется к костру. Однако Карл Марсалис, детектив-«тринадцатый», слишком человечен, слишком обычен - разве что сильнее, быстрее и опаснее большинства тех, кто его окружает. Все его интуитивные прозрения, чутье на опасность, профессиональный цинизм и экзистенциальные метания вполне укладываются в рамки нормы. Вроде бы концы не вяжутся с концами... Но как знать - может, в этом и кроется главный замысел автора: если заглянуть в мысли Иного, чудовища, которым пугают детей, окинуть мир его глазами, выяснится, что разница между нами совсем не так велика, как хотелось бы верить.

Почти идеальный образец современного научно-фантастического экшена. С одной стороны, это безумный адреналиновый трип объемом почти девятьсот страниц. С другой - взвешенное, без алармизма и навязчивого технооптимизма, размышление о судьбе человечества в мире будущего, где нашлось место для нано- и биотехнологий, искусственного интеллекта и виртуальной реальности. И, разумеется, о том, как изменится человеческая раса в ближайшей перспективе - если изменится вообще.

Похожие книги

Отзывы

Виктория
Виктория

16 июля 2019 |

Плюсы: внимание к личностям персонажей; общий оптимизм; хороший темп; масштабная картина мира.
Минусы: обилие клише; нелогичности и условности; повторяющееся дежурное морализаторство.

Светлана
Светлана

16 июля 2019 |

Удачно: странный, но реалистичный мир; пугающие чудовища; увлекательный детективный сюжет.
Неудачно: сюжетные недосказанности; невнятный главный герой.

Евгения
Евгения

16 июля 2019 |

Понравилось: развитие и раскрытие персонажей; акцент на психологию героев; образ келси; ответ на многие загадки.
Не понравилось: шаблонность антиутопии; маловато экшена.

Анна
Анна

16 июля 2019 |

Плюсы: привлекательная главная героиня; симпатичные второстепенные персонажи; ирония и литературные аллюзии.
Минусы: неоригинальный мир; несложный сюжет; «бог из машины» в финале.

Юлия
Юлия

16 июля 2019 |

Удачно: экзотический сеттинг; химия отношений «ученик - наставник»; впечатляющие финальные главы.
Неудачно: недостаток авторских объяснений; первая часть напоминает пролог.