Нил Стивенсон - Взлет и падение ДОДО

Нил Стивенсон - Взлет и падение ДОДО

4.0/5 оценка (1 голосов)
Опубликовано автором Нил Стивенсон 09 ноября 2018 года в категории Научная фантастика, Хроноопера

Лингвистка-полиглот Мелисанда Стоукс, переводя старинные тексты по заказу правительственного агента Тристана Лионса, узнает, что в старину в нашем мире существовала настоящая магия. Вместе они находят способ возродить ее в современности, чтобы путешествовать во времени, изменяя реальность в пользу правительства США...

Идея противостояния магии и технологии, где «должен остаться только один», мягко говоря, не нова. Представление об истории как о переплетении «линий вероятности», где любое изменение прошлого приводит не к коллапсу, а к переходу на другую линию, тоже родилось давно - как один из способов разрешения парадоксов, неизбежных при путешествиях во времени. «Взлет и падение ДОДО» объединяет эти (и другие столь же классические) идеи под одной обложкой, упаковывая их в многообещающий формат приключенческого романа.

В мире «ДОДО» магия сошла на нет в 1851 году, и объяснение ее исчезновения - пожалуй, самая остроумная и по-настоящему оригинальная идея романа. Возродить магию удается в начале XXI века в рамках засекреченной правительственной инициативы под названием ДОДО (над расшифровкой аббревиатуры главная героиня ломает голову несколько десятков страниц, и мы тоже оставим читателю эту возможность). Широкие возможности ведьм в ДОДО оказываются урезаны до одной-единственной функции: переносить людей во времени, чтобы через незначительные изменения в прошлом менять расстановку политических сил в настоящем. Этакий контролируемый «эффект бабочки».

Создание целого «патруля времени» из ничего, на скудные бюджетные средства под руководством армейских бюрократов, - история, занимающая большую часть книги. Здесь Стивенсон с головой уходит в свой любимый жанр производственного романа, где детали важнее целого, а процесс - результата.

А еще «Взлет и падение ДОДО» - пестрый коллаж из самых разных документов. Это и дневник Ребекки, супруги изобретателя «машины времени» Фрэнка Оды, и письма Грайне, хитроумной ведьмы елизаветинских времен, и даже стилизованные песни трубадуров и саги викингов. А главное - переписка сотрудников ДОДО по электронной почте и в рабочих чатах. Авторы безудержно высмеивают бюрократический абсурд и тупоголовость властей предержащих, которые противостоят увлеченным своей работой путешественникам во времени. Борьба магии и технологии тоже предстает под новым углом: хаос против порядка, не подчиняющееся никаким нормам колдовство ведьм (исключительно женщин) против бюрократической машины, детища «мужского мира».

Пока авторы резвятся, придумывая остроумные аббревиатуры для профессиональной терминологии «диахронистов», читатель уже с трудом припоминает интригу. Роман начинается как записки Мелисанды Стоукс, которая находится в Лондоне 1851 года. Как она туда попала и удастся ли ей выбраться - об этом мы узнаем лишь на последних страницах, когда вялотекущее повествование наконец разгоняется и несется к финалу, лихо огибая сюжетные дыры (увы, без последних не обходится почти ни один роман о путешествиях во времени) и перескакивая через кусты, полные роялей. А последние строки откровенно намекают на продолжение...

Поклонников Стивенсона роман скорее разочарует. Да, он населен знакомыми фанатам писателя обаятельными персонажами-гиками, а ирония и сарказм худо-бедно не дают скучать, но с точки зрения идей и сюжета книга не дотягивает до большинства сольных творений Стивенсона. Если ранее его герои были увлечены «приключениями мысли», то в хитросплетениях исторических «нитей» на их долю остаются лишь незамысловатые «приключения тела». Отсутствие привычки думать приводит к тому, что одного неглупого злодея оказывается достаточно, чтобы едва не повергнуть в прах и ДОДО, и саму реальность.

Зато роман будто напрашивается на экранизацию - и, пожалуй, в этом качестве он и впрямь будет неплох, даже обязательная для Голливуда любовная линия предусмотрена.

«Для Атоса слишком много, для графа де ла Фер слишком мало»: для приключенческого триллера роман перегружен подробностями, но в то же время для книг, которых мы привыкли ожидать от Нила Стивенсона, в соавторстве или без, он слишком легковесен.

Похожие книги

Лучшие книги

Отзывы

Лиза
Лиза

29 декабря 2019 |

Плюсы: развитие персонажей; батальные сцены; нагнетание напряжения.
Минусы: чрезмерная неторопливость; самоповторы.

Дарья
Дарья

25 декабря 2019 |

Плюсы: эпический размах истории; реалистичность технических описаний; яркие интересные персонажи.
Минусы: закадровый пересказ важных событий; схематичность второстепенных героев; наивные представления о генетике.

Наталья
Наталья

23 декабря 2019 |

Удачно: подробно прописанный мир; боевые сцены.
Неудачно: излишний дидактизм; слабо прописаны характеры.

Елизавета
Елизавета

22 декабря 2019 |

Понравилось: сплав мифологии и нуара; безупречный темп повествования; увлекательная детективная интрига.
Не понравилось: отчасти скомканный финал; вульгарные сцены.

Виктория
Виктория

16 июля 2019 |

Плюсы: внимание к личностям персонажей; общий оптимизм; хороший темп; масштабная картина мира.
Минусы: обилие клише; нелогичности и условности; повторяющееся дежурное морализаторство.