Фриц Лейбер - Корабль отплывает в полночь

Фриц Лейбер - Корабль отплывает в полночь

0.0/5 оценка (0 голосов)
Опубликовано 05 февраля 2021 года в категории Научная фантастика

Хотя Фриц Лейбер известен в первую очередь как автор фэнтези, а также считается одним из основателей жанра «меча и магии» (и современного хоррора), его сборник «Корабль отплывает в полночь» состоит из рассказов и повестей, максимально приближенных к научной фантастике. Многие из них никогда раньше не публиковались на русском, другие вышли в новых (хороших!) переводах, третьи давно знакомы нескольким поколениям читателей, но все по-своему интересны и достойны прочтения.

Имя Фрица Лейбера стоит в одном ряду с именами Айзека Азимова, Клиффорда Саймака, Рэя Брэдбери, Роберта Хайнлайна. Лейбер был лауреатом множества литературных премий, корифеем нескольких жанров (а еще актером, поэтом, драматургом, шахматистом и страстным кошатником). Сейчас его помнят исключительно как автора героического фэнтези, а все остальное его творчество известно скорее литературоведам, чем широкому кругу читателей.

Тем интереснее этому широкому кругу будет познакомиться с другими аспектами творчества Лейбера - тем более что после «Корабль отплывает в полночь» издатели обещали выпустить второй том избранной прозы автора, на сей раз мистической.

Совсем уж твердой научной фантастики в этом сборнике нет. Ближе всего к ней «Ведро воздуха» - история о том, как неизвестная комета «сдернула» Землю с орбиты, и вся атмосфера планеты замерзла. Этот короткий рассказ - целый гимн человечеству, стремящемуся выжить любой ценой. «Попробуй изменить прошлое» рассматривает классические вопросы о путешествиях во времени: на что готова пойти вселенная, чтобы не допустить хронопарадокса? А вот «Окопы Марса», хоть и обладают внешними признаками научной фантастики, на самом деле рассказывают, конечно, о Второй мировой войне. Кстати, рассказ этот очень морализаторский и довольно слабый по сравнению с другими.

Вообще мистика и фэнтези Фрицу Лейберу была явно ближе научной фантастики: он сам признавался, что, когда героическое фэнтези утратило популярность, он переработал многие фэнтезийные заготовки и сюжеты в фантастические. Взять хотя бы рассказ «Брошу-ка я кости», публиковавшийся десятки раз и удостоенный «Хьюго» и «Небьюлы», - об игре в кости с дьяволом (или нет). Зачем такому средневековому сюжету столько «космических» метафор?

Всего в сборнике сорок два произведения, от таинственных бессюжетных виньеток («А я пойду дальше») до приключенческих повестей («Необъятное время»). Фриц Лейбер то и дело возвращается к одним и тем же темам - человеческой смертности, нацизму, дьяволу, но при этом никогда не повторяется. Это непростой писатель даже на уровне языка, но очень многогранный и глубокий. Какими бы разными ни были читатели, каждый из них наверняка сочтет шедевром хотя бы одно из этих сорока двух произведений. Каждому свое.

Нил Гейман сравнил рассказы Лейбера с хорошим односолодовым виски - якобы они оставляют в памяти такое же долгое послевкусие и вызывают эмоциональный отклик, который остается с человеком еще очень, очень долго. Сравнение можно продолжать, ведь очень многим людям виски не по вкусу. Кому-то рассказы покажутся слишком резкими, слишком мягкими или слишком сложными - все-таки Фриц Лейбер полностью принадлежит двадцатому веку со всеми его недостатками. Но многие, очень многие его оценят.

Похожие книги

Отзывы

Алена
Алена

04 июля 2020 |

Понравилось: живые характеры, мягкий юмор.
Не понравилось: излишне подробные описания, затянутая завязка.

Виктория
Виктория

04 июля 2020 |

Плюсы: динамичный сюжет, яркие образы.
Минусы: самоповторы, анахронизмы.

Светлана
Светлана

01 июля 2020 |

Удачно: сложная композиция, загадочная атмосфера, интересный сплав магии и технологий.
Неудачно: избыток натуралистичной жестокости, некому сочувствовать, недосказанность.

Юрий
Юрий

10 мая 2020 |

Благодарю вас за предоставление книг и желаю вам успехов.

Ольга
Ольга

15 марта 2020 |

Удачно: предисловие, структура.
Неудачно: как ни удивительно, повесть мартина.