Джефф Вандермеер - Борн

Джефф Вандермеер - Борн

5.0/5 оценка (1 голосов)
Опубликовано 20 июня 2018 года в категории Научная фантастика

Мир развитых биотехнологий потерпел катастрофу, которой способствовала всемогущая Компания, этими биотехнологиями промышлявшая. На развалинах цивилизации мусорщица Рахиль пытается существовать в союзе с Виком, бывшим сотрудником Компании. Однажды женщина находит странное маленькое существо, нарекает его Борном и решает взять под свою опеку. Существо оказывается разумной и самодостаточной, но негуманоидной, а потому непознаваемой личностью. Борн быстро учится и начинает задавать «маме» неудобные вопросы об окружающем мире...

Первое слово, которое приходит в голову при попытке описать мир нового романа Джеффа Вандермеера, - чуждость. Чуждость морали и ценностей, чуждость экосистемы и технологий. А заглавная «неведома зверушка» и вовсе вызывает стойкие ассоциации с существами из книг Говарда Лавкрафта. Специфические флора и фауна - вообще отличительная черта «Борна»: химические и биологические отходы до неузнаваемости исказили окружающую среду, даже цвет неба теперь иной, что уж говорить о повседневной жизни людей. Они и сами - по желанию или нет - в большинстве своём изменились, с помощью остатков прежних технологий отрастив полезное и заменив ненужное в стремлении приспособиться к новым реалиям. Прочие виды искусственно созданных и брошенных на произвол судьбы представителей живой природы люди называют «креатурами», или «биотехами».

Разрушение прежней жизни не могло не привести к нравственному падению: даже Рахиль, помнящая относительно нормальные времена, давно привыкла видеть в любом существе либо опасность, либо еду, причём такая несложная логика зачастую распространяется и на людей, в которых не осталось почти ничего человеческого. Впрочем, здесь действительно есть чего опасаться: безымянный приморский город с высохшим морем поделили на сферы влияния гигантский медведь-мутант Морд, который не совсем медведь, и некая Морокунья - о ней вообще почти ничего не известно, кроме того, что она обладает широкими возможностями в сфере модификации людей и без зазрения совести пользуется этим для создания боевых отрядов. А бывшие когда-то рабочей силой и развлечением биотехи, выйдя из-под контроля, опасны и используются как оружие в постоянной борьбе выживших друг с другом.

Вандермеер избрал форму повествования от первого лица, представив книгу как дневник Рахиль, и не просчитался: в какой-то момент напрочь забываешь, что перед тобой фантастический роман, с азартом наблюдая за происходящим и сочувствуя несчастной женщине, которая пережила крушение прежней жизни и сейчас цепляется за своего партнёра как за единственное напоминание о навеки сгинувших семейных ценностях. Найденного Борна, несмотря на его явно искусственную и опасную природу, Рахиль растит и воспитывает как ребёнка, что помогает ей доказать самой себе собственную человечность. Нельзя сказать, что персонажи глубоко проработаны или снабжены подробной биографией, но они умудряются вызывать сочувствие и симпатию, а призванный наводить ужас Борн, по сути, самый яркий из них.

Сама книга, при всей увлекательности и своеобразности, не лишена недостатков, главный из которых - некоторая незавершённость, нераскрытость сюжетных линий, при том что продолжения, судя по всему, не ожидается. Как взаимосвязаны и что вообще собой представляют важные события в финале? Что за таинственный объект герои нашли в разрушенной лаборатории Компании и какова его роль в происходящем? Не до конца понятно, кто такие Морд и Морокунья. Кроме того, темп событий очень неравномерен: большую часть книги занимает относительно спокойное описание взросления Борна, за этим следует стремительный побег и та самая волнующая, но необъяснимая развязка. Причём все главные секреты автор сваливает на читательские головы буквально за раз, будто откупаясь от части аудитории, жаждущей доискаться до какой-нибудь «страшной правды», и с чувством выполненного долга продолжает рассказ скорее о быте в новом мире и его влиянии на людские души, чем о невероятных тайнах и открытиях. Сам по себе такой акцент вовсе не плох, но элементы «для галочки» вводить в сюжет не стоило.

Очень своеобразный и затягивающий роман, пусть и подпорченный неровной структурой и «недокрученными» сюжетными линиями. Однозначно рекомендуется тем любителям фантастики, которые ищут в жанре не только развлечения, но и тему для размышлений. Ведь за хитросплетениями сюжета и причудливым сеттингом таится история о том, как даже из биологического оружия - имей оно форму монстра или человека - можно вырастить достойную личность.

Отзывы

Ольга
Ольга

25 июля 2021 |

Удачно: колоритные описания и диалоги, неожиданные параллели с реальностью, эффектный финал;
Неудачно: относительно простой сюжет, некоторая идеализация прошлого;
Стоит ли читать? Да, если вы доверяете авторам и готовы к любым сюрпризам в их исполнении.

Анна
Анна

03 июня 2021 |

Удачно: симпатичные герои-раздолбаи, умелый саспенс, психологизм на фоне зомби-апокалипсиса, безудержная фантазия автора;
Неудачно: туалетный юмор,...

Юлия
Юлия

03 июня 2021 |

Понравилось: живые интересные персонажи, тонко переданная атмосфера, легкая ирония;
Не понравилось: отсутствие цельной картины мира, вялый минималистичный сюжет, слабый перевод;
Стоит ли читать? Скорее любителям современной психологичной прозы, чем поклонникам научной фантастики.

Елена
Елена

03 июня 2021 |

Плюсы: продуманность и разветвленность мира, смешение архаики и современности, глобальность сюжета;
Минусы: образы главных героинь, фрагментарность сюжета;
Стоит ли читать? Если любите истории о конце света, преодолении трудностей и обретении себя - безусловно.

Галина
Галина

03 июня 2021 |

Удачно: невероятный масштаб, развитие персонажей, флешбэки Далинара, связь с другими мирами Космера;
Неудачно: несамостоятельность, некоторые сюжетные линии провисают;
Стоит ли читать? Поклонникам объемных эпопей и вообще качественного фэнтези - обязательно.