Феликс Гилман - Восхождение Рэнсом-сити

Феликс Гилман - Восхождение Рэнсом-сити

5.0/5 оценка (1 голосов)
Опубликовано автором Феликс Гилман 16 июля 2018 года в категории Магический реализм

Амбициозный изобретатель Гарри Рэнсом путешествует по Западным землям, еще не охваченным войной Локомотивов и Стволов, и демонстрирует загадочный Процесс, извлекающий энергию из ниоткуда. В одном захолустном городке он встречает таинственную пару: некую мисс Элизабет Харпер и мрачного старика...

«Восхождение Рэнсом-сити» - вторая часть дилогии Феликса Гилмана о странном мире, где ведут войну на уничтожение духи Локомотивов и Стволов, а земли на Западе, заселяемые отважными первопроходцами, все еще хранят следы своих прежних хозяев - волшебного народа холмовиков. Сквозь причудливые декорации просматривается вполне реальный, хотя и романтизированный Дикий Запад, славная эпоха освоения «ничьих земель», а заодно и куда более масштабная вечная борьба Природы и Цивилизации, Анархии и Порядка.

О причинах появления Локомотивов и Стволов в первой части говорится очень невнятно, и вторая часть к пониманию природы этих то ли духов, то ли демонов ничего не добавляет. Но менее опасными они от этого не становятся - хотя, говорят, уже существует могущественное оружие, способное убивать и тех, и других... Людям, оказавшимся в водовороте борьбы непримиримых сил, приходится выбирать сторону - или искать способ как-то жить, не выбирая. И, как мы знаем по первой части, долго пребывать «над схваткой» не удавалось почти никому...

Герой-рассказчик второго тома дилогии, изобретатель-самоучка Гарри Рэнсом, до поры до времени верит, что сможет избежать этого непростого выбора. Он идеалист, мечтающий осветить города Запада с помощью своего Аппарата, берущего энергию из пустоты. Однако война настигает и его - и роман, начинавшийся как увлекательная авантюра, превращается в нелегкую историю человека, едва не потерявшего себя и то, во что он верил. Меняется и стиль изложения: из ироничного он становится сухим, и прежде многословный рассказчик, описывая самый горький период своей жизни, ограничивается лишь скупым перечислением фактов, о которых не желает вспоминать.

Надо отдать должное герою: он ни при каких обстоятельствах не теряет присутствия духа и веры в себя. Умный саркастичный Рэнсом - собирательный образ ученого гения эпохи модерна и «человека, который сделал себя сам» из американской мечты, напоминающий Николу Теслу. У героя, разумеется, есть мечта, Большой Проект: выстроить на Краю света, на границе сотворенного мира, счастливый город-утопию Рэнсом-сити, освещенный Светом Процесса. Следуя на Запад во главе кучки таких же безумцев, Гарри Рэнсом пишет автобиографию, которую всеми мыслимыми и немыслимыми способами переправляет по частям знакомому журналисту Элмеру Карсону. То, что находится под обложкой «Восхождения», и есть рассказ Рэнсома, «скомпилированный и отредактированный» Карсоном. И только нам решать, верить ли этим двоим и кем считать Рэнсома: гением или сумасшедшим, отчаянным идеалистом или трусливым предателем, человеком, заслуживающим доверия, или ненадежным рассказчиком. Гилман добавляет неразберихи, пересыпая страницы романа сплетнями и легендами, персонажем которых становится и сам Рэнсом. Большая Война предстает на страницах дилогии тем, чем и выглядит любая война изнутри: неуправляемым хаосом, бессмысленной мясорубкой.

Как можно догадаться, «Восхождение Рэнсом-сити» не служит прямым продолжением «Расколотого мира» и, пожалуй, может читаться даже в отрыве от него - все важные для понимания вещи хоть вкратце, но объяснят. Герои первого романа, отважная Лив Альверхузен и бывший агент Стволов Джон Кридмур, появляются в автобиографии Гарри Рэнсома совсем ненадолго, пересекаясь с его судьбой по касательной, и о том, что с ними происходило в промежутке между финалом «Расколотого мира» и этой встречей, мы можем лишь догадываться по расплывчатым намекам неразговорчивой Лив. А вот Процесс, детище Рэнсома, и загадочное оружие, в тайну которого якобы посвящены Лив и Кридмур, явно имеют общие корни: и то, и другое людям тем или иным способом подсказали холмовики. Но чего они хотят - только ли уничтожить демонов или сделать так, чтобы вместе с ними с Западных земель убрались незваные люди? Мотивы этого загадочного народа, похожего одновременно на индейцев и эльфов, также остаются непроясненными.

Финал «Восхождения Рэнсом-сити» открытый: мы не узнаем, что сталось с Гарри Рэнсомом в его последнем отчаянном броске на Край света. Надежду на лучшее будущее героя вселяет даже не последняя страница, а последняя строчка романа. И еще - тот факт, что, судя по словам Элмера Карсона, Большая Война в новом веке уже осталась в прошлом. Жаль, что автор оставил «Полумир» дилогией: созданный им сеттинг мог бы стать ареной еще для многих историй.

Блестящее завершение яркой и стильной дилогии, которое - редкий случай! - можно читать, даже если вы пропустили первую часть.

Похожие книги

Отзывы

Виктория
Виктория

16 июля 2019 |

Плюсы: внимание к личностям персонажей; общий оптимизм; хороший темп; масштабная картина мира.
Минусы: обилие клише; нелогичности и условности; повторяющееся дежурное морализаторство.

Светлана
Светлана

16 июля 2019 |

Удачно: странный, но реалистичный мир; пугающие чудовища; увлекательный детективный сюжет.
Неудачно: сюжетные недосказанности; невнятный главный герой.

Евгения
Евгения

16 июля 2019 |

Понравилось: развитие и раскрытие персонажей; акцент на психологию героев; образ келси; ответ на многие загадки.
Не понравилось: шаблонность антиутопии; маловато экшена.

Анна
Анна

16 июля 2019 |

Плюсы: привлекательная главная героиня; симпатичные второстепенные персонажи; ирония и литературные аллюзии.
Минусы: неоригинальный мир; несложный сюжет; «бог из машины» в финале.

Юлия
Юлия

16 июля 2019 |

Удачно: экзотический сеттинг; химия отношений «ученик - наставник»; впечатляющие финальные главы.
Неудачно: недостаток авторских объяснений; первая часть напоминает пролог.