Антония Байетт - Чудеса и фантазии

Антония Байетт - Чудеса и фантазии

5.0/5 оценка (1 голосов)
Опубликовано автором Антония Байетт 18 июля 2019 года в категории Магический реализм

Объединенные под одной обложкой три сборника британской писательницы, исследующие различные грани волшебных сказок и «рассказов о сверхъестественном».

Лауреат «Букера» и титулованная Дама (британский аналог рыцарского звания для женщин) Антония Сьюзен Байетт, прячущаяся под безликими инициалами А.С., прославилась романом «Обладать» (1990) - увлекательным и изысканным «литературоведческим детективом». Ее проза многослойна и многомерна, наполнена символами и метафорами, испещрена интертекстуальными лазейками в самые разные области мировой культуры - от мифов и фольклора до фэнтези и современной живописи. Интерес к сказкам Байетт, филолог по образованию, сохраняла всегда - и короткая форма дала ей массу возможностей исследовать этот древний и неизменно привлекательный жанр.

Писательница не ограничивает себя банальным «тейлкиллерством»: она не меняет в фольклорных сюжетах плюс на минус, а находит новый ракурс восприятия. Например, как выглядела бы сказка, если бы ее персонажи сами были читателями сказок и могли предугадать свой следующий шаг? Из этого может получиться как затейливая «правильная сказка», где герой уверенно отправляется навстречу своему квесту и получает награду («Стеклянный гроб»), так и совсем другая история, в которой второстепенный герой становится главным, избежав всех положенных ему «по канону» ловушек и создав собственный сюжет («История старшей принцессы»). А в «Холоде и зное» принцесса Огнероза, своеобразный гибрид Снежной королевы в трактовке диснеевского «Холодного сердца» и Снегурочки из русских сказок, по всем приметам должна встретить трагическую смерть в жаркой стране, - но автор обманывает читательские ожидания, устраивая героине вполне счастливую судьбу.

Помимо сказок, в «Чудесах и фантазиях» заметное место занимают рассказы, герои которых, обычные люди, сталкиваются со сверхъестественными явлениями и пытаются вписать их в свою жизнь - с переменным успехом. Так, «Лесная тварь» - история о двух девочках, всю жизнь которых определила встреча с мерзким «лесным червем». Уже став взрослыми, героини пытаются разобраться с тем фактом, что они действительно видели нечто необъяснимое, как бы ни пытались вытеснить эту встречу из памяти. Один из способов с этим справиться - превратить пугающий эпизод в рассказ, сказку для детей. Ведь сказку можно сделать из чего угодно - и сама она способна в реальной жизни послужить руководством к действию. Героиня рассказа «Каменная женщина» в буквальном смысле слова каменеет, превращается в конгломерат минералов, но знакомство со скульптором-исландцем, его родиной, где до сих пор живут тролли, и легендами о них помогает ей принять свое новое состояние.

Почти все герои рассказов Байетт - либо творцы, либо знатоки и исследователи искусства (как, например, фольклористка, встретившая настоящего джинна, в рассказе «Джинн в бутылке из стекла «соловьиный глаз»). Писательницу, помимо прочего, очень занимает процесс создания нового, прекрасного, вечного из обыденности, сырой и серой повседневности. К этому процессу она, впрочем, относится без священного трепета, даже с иронией - скажем, в рассказе «Ламия в Севеннах» художник вопреки сказочным законам отказывается расколдовать прекрасную женщину-змею, потому что оттенки зеленого на чешуе волшебного существа его занимают больше, чем перспектива совместной жизни с заурядной женщиной.

Есть в этом сборнике и рассказы без капли фантастического («Крокодиловы слезы», «Иаиль», «Телесный художник», «Литературное сырье»), и читателя, успевшего привыкнуть к неудержимому воображению автора, они могут разочаровать своей неспешностью и мелодраматичностью: то на протяжении полусотни страниц женщина переживает смерть мужа, то в финале другой полусотни врач-скептик обретает неожиданный смысл жизни в незапланированном ребенке... В общем, иногда Байетт действует вопреки советам героя «Литературного сырья», писателя-неудачника: не уходить в мелодраму и не использовать творчество как психотерапию. Впрочем, это может быть частью игры: к себе и своим текстам Байетт тоже относится со здоровой долей иронии.

Сборник утонченных текстов для ценителей настоящей литературы - не обязательно фантастической.

Похожие книги

Отзывы

Виктория
Виктория

16 июля 2019 |

Плюсы: внимание к личностям персонажей; общий оптимизм; хороший темп; масштабная картина мира.
Минусы: обилие клише; нелогичности и условности; повторяющееся дежурное морализаторство.

Светлана
Светлана

16 июля 2019 |

Удачно: странный, но реалистичный мир; пугающие чудовища; увлекательный детективный сюжет.
Неудачно: сюжетные недосказанности; невнятный главный герой.

Евгения
Евгения

16 июля 2019 |

Понравилось: развитие и раскрытие персонажей; акцент на психологию героев; образ келси; ответ на многие загадки.
Не понравилось: шаблонность антиутопии; маловато экшена.

Анна
Анна

16 июля 2019 |

Плюсы: привлекательная главная героиня; симпатичные второстепенные персонажи; ирония и литературные аллюзии.
Минусы: неоригинальный мир; несложный сюжет; «бог из машины» в финале.

Юлия
Юлия

16 июля 2019 |

Удачно: экзотический сеттинг; химия отношений «ученик - наставник»; впечатляющие финальные главы.
Неудачно: недостаток авторских объяснений; первая часть напоминает пролог.