Екатерина Звонцова - Серебряная клятва

Екатерина Звонцова - Серебряная клятва

0.0/5 оценка (0 голосов)
Опубликовано 31 мая 2021 года в категории Альтернативная история, Историческое фэнтези и в подборке 10 лучших книг альтернативной истории, 10 лучших книг исторического фэнтези

В стране Остраре, очень похожей на Русь эпохи Смуты, настали нелегкие времена. Предыдущая правящая династия погибла, а нового царя, Хинсдро Всеведущего, народ не особо жалует. К тому же в соседнем королевстве объявляется Самозванка, называющая себя дочерью погибшего государя, и идет на Острару войной, желая вернуть «свою» корону. Чтобы защитить шатающийся трон, Хинсдро заключает сделку с наемниками-язычниками и посылает навстречу Самозванке армию во главе с собственным племянником. Да только будет ли крепким военный союз, где каждая из сторон готова предать другую ради звонкой монеты?

В последние годы славянщина снова в моде: даже зарубежные авторы фэнтези не стесняются брать за основу сюжетов наши мифы или привносить в свои миры русский колорит. Удачно выходит далеко не всегда - и не только иностранцы подчас демонстрируют удручающую безвкусицу, расписывая свои сеттинги под хохлому.

Тем приятнее встретить пример добротной работы не просто со славянской мифологией, но и с настоящей историей Руси. «Серебряная клятва» - фэнтези, вдохновленное реальными событиями. Прототипы одних персонажей очевидны, другие вобрали в себя черты сразу нескольких небезызвестных личностей, и, если вы хорошо знакомы с историей Смутного времени, разгадывать этот пазл по меньшей мере любопытно. В погибшем государе Вайно Властном без труда видится Иван Грозный, в Хинсдро - одновременно Борис Годунов и Василий Шуйский, а в Самозванке - Лжедмитрий (даже не один) в гремучей смеси с Мариной Мнишек. Историческая основа не мешает автору вольно трактовать и перекраивать как характеры, так и события.

В конце концов, в реальной Смуте не принимали участие крылатые людоеды, а полководцы не кидались в бой на единорогах.

Хотя некоторые действующие лица и скроены из разных людей, как монстр Франкенштейна, характеры их вышли вполне цельными и далекими от скупой черно-белой палитры. Безусловно, одни персонажи получились симпатичнее других, но понять можно каждого, и сочувствовать тут хочется всем, будь то дальновидный царь Хинсдро, которому не чуждо коварство, или Самозванка, воюющая в первую очередь ради того, чтобы не потерять любимого жениха и новообретенный дом. За взаимодействием таких героев следишь с интересом, не скучая даже там, где насыщенное повествование сбавляет темп.

Помимо русского духа от текста веет духом скандинавским, и это закономерно, ведь под наемниками из горного края Свергенхайм подразумеваются шведы. Впрочем, даже имена жителей Острары скорее напоминают об «Эдде», чем о «Повести временных лет». Звонцова (ранее издававшаяся под псевдонимом Эл Ригби) умело использует декорации теремов и боярских палат, украшая их любопытными фантастическими деталями, не скатываясь при этом в дешевую стилизацию под былины. Ее язык не утяжелен нарочитыми славянизмами или неуместными инверсиями, зато подкупает эмоциональностью и выверенным ритмом.

Для полномасштабного эпического полотна в лучших традициях Гая Гэвриела Кея не хватает разве что батальных сцен, которые преимущественно остаются за кадром. В истории военного похода без осад городов и масштабных битв не обойтись, но почти все сражения писательница подает коротким пересказом, изрядно сбавляя тем самым градус напряжения. Ближе к концу пересказом подаются не только сражения, но и некоторые другие немаловажные сцены, из-за чего действие порой кажется отрывочным и слишком торопливым, а финал линии Самозванки - скомканным. Можно посетовать и на то, что ужас войны и серьезность ставок ощущались бы острее, если бы в жертву принесли кого-то из основных персонажей, а не безликую массовку, и на «бога из машины», обеспечившего героям счастливый финал. Но, так или иначе, «Серебряная клятва» остается красивой и трогательной историей о дружбе, о верности слову - и о том, что самые страшные демоны таятся в душах людей. Хороших людей, к сожалению, тоже.

Качественное фэнтези в самобытных славянских декорациях, аккуратно опирающееся на исторические реалии. Порой от него хочется большей масштабности, но любители красивых легенд не будут разочарованы.

Отзывы

Елена
Елена

01 августа 2021 |

Плюсы: завораживающая фантазия автора, интригующие сюжетные повороты, рост и развитие персонажей;
Минусы: некоторая статичность сюжета;
Стоит ли читать? Все, кого захватило «Восхождение Сенлина», и так знают, что не прочитать его продолжение просто невозможно.

Галина
Галина

31 июля 2021 |

Понравилось: новая встречас полюбившимися героями, магические баталии, интересный конфликт;
Не понравилось: неудачное переосмысление знакомых образов;
Стоит ли читать? Непременно, если вы любите «Летописи разлома», Клару Хюммель и Долину магов.

Олеся
Олеся

28 июля 2021 |

Плюсы: увлекательный сюжет, развитие мира, возросший масштаб, интригующий финал;
Минусы: резкий переход между сюжетными линиями;
Стоит ли читать? Пехов - один из ведущих российских авторов фэнтези, так что любителям жанра читать точно стоит.

Ольга
Ольга

25 июля 2021 |

Удачно: колоритные описания и диалоги, неожиданные параллели с реальностью, эффектный финал;
Неудачно: относительно простой сюжет, некоторая идеализация прошлого;
Стоит ли читать? Да, если вы доверяете авторам и готовы к любым сюрпризам в их исполнении.

Кристина
Кристина

24 июля 2021 |

Понравилось: стилизация под литературу XIX века, запутанная интрига, главные герои;
Не понравилось: разгадка;
Стоит ли читать? Любителям Эдгара По - обязательно. Поклонники исторических детективов с привкусом мистики тоже могут попробовать.