Терри Пратчетт - Изумительный Морис и его ученые грызуны

Терри Пратчетт - Изумительный Морис и его ученые грызуны

5.0/5 оценка (1 голосов)
Опубликовано 01 августа 2018 года в категории Героическое фэнтези, Городское фэнтези, Фэнтези, Юмористическое фэнтези и в подборке 10 лучших книг юмористического фэнтези

Для многих маленьких городков Плоского мира нашествия крыс - не легенды, а суровая реальность. Крыс травят ядами, ставят на них капканы и уводят из городов игрой на флейте. Одна из крысиных стай по случайности обретает речь и разум и, сговорившись с дудочником Кийтом, принимается разъезжать по городам: сперва устраивают показательный бардак, а потом делят с Кийтом плату за разыгранный напоказ «уход». Но однажды на пути крыс встает город, где ни одного местного грызуна не осталось, подвалы полны капканов и яда, а жители все равно почему-то голодают.

Книга о хитром коте Морисе, стае разумных крыс и дудочнике Кийте в оригинале вышла в 2001 году, но до России добралась только сейчас. Надо сказать, что в библиографии Пратчетта она стоит слегка особняком: ее относят то к подциклу о волшебниках, то к серии о ведьмах, то к историям о Смерти, хотя Смерть здесь персонаж второстепенный, ведьм нет вовсе, а Незримый Университет упоминается лишь мельком. Эту книгу вообще мало что связывает с основной вселенной: кроме Смерти, из привычных реалий Плоского мира тут актуальна только Городская стража. И если тот же Анк-Морпорк можно назвать едва ли не отдельным персонажем, то городок Дрянь-Блинцбург - просто фон, причем нарочито условный. Такими же условными вышли образы двух героев-людей: мальчика- дудочника и дочери местного мэра. А полноценно прописанными персонажами оказались животные: крысы - специалист по капканам Гуталин, духовный лидер-альбинос Фасоль Опасно-Для-Жизни, вожак старой закалки Гуляш, - да хитроумный кот Морис, который любит деньги и совсем не любит ими делиться.

У крыс свои порядки, свои устои, своя священная книга и имена, вычитанные на упаковках от продуктов. У Мориса своя задача - заработать как можно больше - и свои страхи: больше всего на свете он боится случайно съесть говорящую крысу. В общем, сперва эта история кажется сказкой то ли о храбрых детях, то ли вовсе об умненьких зверьках, что прекрасно, но на Пратчетта как-то непохоже.

«Морис и его ученые грызуны» и вправду задумывались как детская книга, но дети в ней то и дело терпят неудачи, крысы блуждают в мрачном подземелье, и постепенно выясняется, что фирменный пратчеттовский рефрен «мир устроен сложнее, чем об этом рассказывается в книжках» никуда не девается, даже если большая часть главных героев представлена животными. Крысы у Пратчетта не маленькие копии людей, а именно что крысы, хоть и умные. Они все еще спорят, есть или не есть умерших собратьев, все еще получают удовольствие, наводя беспорядок в человеческих припасах, но уже видят сны, изобретают письменность и задаются экзистенциальными вопросами. Способность мыслить крысы обрели совсем недавно, и не сказать, что они очень этому рады. Слишком уж многому приходится учиться на ходу: не гадить там, где ешь, хоронить умерших, решать вопросы словом, а не дракой, зажигать свечи в темноте, уступать старым не из страха перед силой, а из милосердия. К привычной задаче выжить вдруг прибавляется задача обрести смысл этой самой жизни, помочь товарищам и даже найти общий язык с людьми. Проблемы перед крысами встают не сказочные, а вполне реалистические. Подземелья с их вонью, грязью, смертью тоже пришли никак не из милой сказки. В копилку примет не то мрачного фэнтези, не то совсем уж реализма можно добавить и жителей города, которые наслаждаются жестокостью или готовы удавиться (и удавить ближнего) за деньги. И кот Морис здесь не становится вегетарианцем. И добро не побеждает окончательно. В этой истории вообще практически нет однозначно плохих или хороших персонажей, зато есть хрупкий компромисс между людьми и крысами, достигнутый скорей от безысходности, а не от обоюдного желания дружить.

В общем, от детской книжки тут только скелет, который сам же Пратчетт периодически высмеивает. Захватывающий сюжет пришел из фэнтези, а поставленные проблемы - и вовсе из классической научной фантастики.

Качественное подростковое фэнтези с рудиментарными элементами детской сказки, которое не зазорно почитать и взрослым.

Отзывы

Ольга
Ольга

25 июля 2021 |

Удачно: колоритные описания и диалоги, неожиданные параллели с реальностью, эффектный финал;
Неудачно: относительно простой сюжет, некоторая идеализация прошлого;
Стоит ли читать? Да, если вы доверяете авторам и готовы к любым сюрпризам в их исполнении.

Анна
Анна

03 июня 2021 |

Удачно: симпатичные герои-раздолбаи, умелый саспенс, психологизм на фоне зомби-апокалипсиса, безудержная фантазия автора;
Неудачно: туалетный юмор,...

Юлия
Юлия

03 июня 2021 |

Понравилось: живые интересные персонажи, тонко переданная атмосфера, легкая ирония;
Не понравилось: отсутствие цельной картины мира, вялый минималистичный сюжет, слабый перевод;
Стоит ли читать? Скорее любителям современной психологичной прозы, чем поклонникам научной фантастики.

Елена
Елена

03 июня 2021 |

Плюсы: продуманность и разветвленность мира, смешение архаики и современности, глобальность сюжета;
Минусы: образы главных героинь, фрагментарность сюжета;
Стоит ли читать? Если любите истории о конце света, преодолении трудностей и обретении себя - безусловно.

Галина
Галина

03 июня 2021 |

Удачно: невероятный масштаб, развитие персонажей, флешбэки Далинара, связь с другими мирами Космера;
Неудачно: несамостоятельность, некоторые сюжетные линии провисают;
Стоит ли читать? Поклонникам объемных эпопей и вообще качественного фэнтези - обязательно.