Мифическое путешествие. Мифы и легенды на новый лад

Мифическое путешествие. Мифы и легенды на новый лад

4.0/5 оценка (1 голосов)
Опубликовано 28 мая 2021 года в категории Городское фэнтези, Магический реализм

«Мифическое путешествие» не из тех антологий, для которых авторам заказывают рассказы на определенную тему, - она сложилась из текстов, вышедших в других сборниках. Единственное, что их объединяет, - тема мифов и легенд.

Большую часть сборника занимают как раз мифы и легенды, переделанные на новый лад. Богиня Фрейя появляется в современной Вене («Негромкие голоса, звучащие все отчаяннее» Ани Джоанны Де Ниро), а оставленная Одиссеем нимфа Калипсо - в Берлине («Калипсо в Берлине» Элизабет Хэнд). Легендарная Медуза Горгона живет на маленьком греческом островке («Медуза» Танит Ли). Мерлин спит в стволе дерева в лесах современной Канады («Сны Мерлина в чаще Мондрима» Чарльза де Линта). Рыцарь Галахад находит Грааль на каминной полке скромной английской старушки (рассказ «Сказание о странствующем рыцаре» Нила Геймана, выходивший ранее под названиями «Рыцарство» и «Галантность»), А Кэтрин Валенте в «Белых линиях на зеленом поле», одном из самых ярких текстов сборника, сплетает индейские сказания о Койоте с тропами американских подростковых ромкомов - и вот уже мифологический трикстер верховодит школьной футбольной командой и крутит интрижки со всеми участниками группы поддержки сразу.

В случае задорного рассказа Валенте перенос мифа в современность не самоцель. Даже привычное в магреализме «мерцание» - вот перед нами волшебный мир легенд, а вот снова американские будни - не главное. Приключения старшеклассников в компании веселого трикстера - метафора самой юности, ее буйной энергии и стремления все познать и попробовать. Миф для литературы ценен не сам по себе, а как инструмент - об этом писатели часто забывают.

Видимо, потому даже самые причудливые фантазии на мифологическую тему порой оказываются искусно сделанными пустышками, игрой ради игры. Как «Бессмертный Змей» Рэйчел Поллак - эффектная и жестокая стилизация под легенду некоего вымышленного мира, или «Как уцелеть в эпических странствиях» Тэнси Райнер Робертс - несмешной стендап ехидной мужененавистницы Аталанты, единственной женщины в компании аргонавтов. Зато на их фоне ярко выделяется рассказ Валенте, а также «Леда» М. Рикерт - по-настоящему страшная история об изнасиловании, и от того, что насильником был Зевс в образе лебедя, она не становится прекрасной.

В антологии много рассказов, поданных с точки зрения женщины, - это помогает увидеть известные истории с другой стороны, на которую раньше мало кто заглядывал. «Память ветра» Рэйчел Свирски дает высказаться Ифигении, дочери Агамемнона, принесенной в жертву ради попутного ветра в Трою. «Тезея и Астерий» Прийи Шармы построена на гендерной инверсии: Тезей здесь - девушка, и ее отношения с Минотавром далеки от вражеских. Уже упомянутые «Калипсо в Берлине» и «Негромкие голоса, звучащие все отчаяннее» - истории женской мести, точнее, реванша.

Немногие авторы решились вплести мифы не в современность, а в хроники будущего. Кен Лю в рассказе «Десять солнц» излагает китайскую легенду о культурном герое, который сбил с неба лишние девять солнц, - вот только действие происходит на терраформируемой планете. Юн Ха Ли в рассказе «Лисий огонь, ложный огонь» возвращается к своей любимой легенде о лисах-оборотнях (в их честь назван роман «Гамбит девятихвостого лиса») - только волшебным существам приходится выживать в футуристической войне, где используются гигантские человекоподобные роботы.

Уровень текстов очень разный - некоторые выглядят скорее как эмоциональные наброски, а не полноценные рассказы («Наши когти крушат в пыль галактики» Брука Боландера), некоторые жертвуют сюжетом в пользу атмосферы («Волк в Исландии - дитя лжи» Сони Таафе), некоторые обрываются на полуслове («Безрукие девы американского Запада» Женевьевы Валентайн). А сюрреалистичная история запретной любви от Марии Дэваны Хэдли «Услышишь вопль ее, дай ей медку», похожая на тексты Келли Линк, вообще непонятно как попала в сборник, ведь к мифологии она не имеет никакого отношения.

Скучать «Мифологическое путешествие» не дает, пусть даже отдельные повороты его дороги изрядно озадачивают. А это уже немалое достижение для межавторской антологии.

Отзывы

Елена
Елена

01 августа 2021 |

Плюсы: завораживающая фантазия автора, интригующие сюжетные повороты, рост и развитие персонажей;
Минусы: некоторая статичность сюжета;
Стоит ли читать? Все, кого захватило «Восхождение Сенлина», и так знают, что не прочитать его продолжение просто невозможно.

Галина
Галина

31 июля 2021 |

Понравилось: новая встречас полюбившимися героями, магические баталии, интересный конфликт;
Не понравилось: неудачное переосмысление знакомых образов;
Стоит ли читать? Непременно, если вы любите «Летописи разлома», Клару Хюммель и Долину магов.

Олеся
Олеся

28 июля 2021 |

Плюсы: увлекательный сюжет, развитие мира, возросший масштаб, интригующий финал;
Минусы: резкий переход между сюжетными линиями;
Стоит ли читать? Пехов - один из ведущих российских авторов фэнтези, так что любителям жанра читать точно стоит.

Ольга
Ольга

25 июля 2021 |

Удачно: колоритные описания и диалоги, неожиданные параллели с реальностью, эффектный финал;
Неудачно: относительно простой сюжет, некоторая идеализация прошлого;
Стоит ли читать? Да, если вы доверяете авторам и готовы к любым сюрпризам в их исполнении.

Кристина
Кристина

24 июля 2021 |

Понравилось: стилизация под литературу XIX века, запутанная интрига, главные герои;
Не понравилось: разгадка;
Стоит ли читать? Любителям Эдгара По - обязательно. Поклонники исторических детективов с привкусом мистики тоже могут попробовать.