Сергей Лукьяненко - Ловец видений

Сергей Лукьяненко - Ловец видений

0.0/5 оценка (0 голосов)
Опубликовано 18 ноября 2021 года в категории Героическое фэнтези, Городское фэнтези и в подборке 10 лучших книг Сергея Лукьяненко

Григ, счастливый обитатель района Летнего Моря, промышляет курьерской службой и поисками всего, что по какой-то причине нужно найти. В остальное время парень бродит по Городу и Окраине, посмеивается над соседями и радуется жизни - иногда, для удобства, в облике лиса. Или собаки. Или белого медведя. А что?

В Стране Снов, населенной простыми Сновидцами, Сноходцами вроде нашего героя, всесильными Снотворцами, а также бездушным рельефом и тварями-симулякрами, чья одушевленность под сомнением, возможно практически все. Возможны и конфликты, и всемирные катастрофы. Одну такую Григу, не вовремя вмешавшемуся в разборки Снотворцев, помимо воли придется устранять своими силами. Собрав команду, он должен отнести некий страшный артефакт единственному Снотворцу, который сможет его уничтожить, - иначе загадочный реликт сам уничтожит Сны.

Писателям, пожелавшим создать что-нибудь в духе любимых произведений, но свое, бывает непросто балансировать на грани оммажа и простого подражательства. Сергей Лукьяненко, увы, равновесие не удержал.

Прежде всего, сюжет с добычей артефактов банален - автор пытается повести его по нестандартному руслу, только вот истории со множеством «вот-это-поворотов» не получается. Все отсылки и «крючки» разгадываются сразу или почти сразу. Скажем, упоминается некий американец - писатель начала XX века, склонный к многоречивости, которую он проявляет в рассказах о загадочном артефакте, древних тварях и всевозможных неведомых богах. Еще не понятно?

Не украшает картину и простота характеров. Сам Григ - позер, в душе явный подросток. Он то играет в благородного рыцаря, то пугливо прячется, а то и вовсе с поразительным хладнокровием прикидывает, кого бы лучше принести в жертву вместо себя. Другие персонажи не отстают. Вопреки «неожиданным» поступкам, характеры их особенно не меняются, а мотивы кажутся притянутыми за уши; они будто сами составляют часть «рельефа» снов.

Также раздражают вездесущие Пафосные Титулы и Топонимы с Большой Буквы (Патетические Диалоги не отстают). К счастью, театральную серьезность немного разбавляет довольно приличный юмор, однако найти его можно только в начале, дальше не до иронии - как-никак, мир спасаем!

Сам Мир Снов - одновременно и сильная, и слабая сторона книги. У него любопытные и по-своему логичные законы. В ярких, часто забавных, а иногда и саркастических портретах сновидцев запросто можно узнать себя; верны и наблюдения, касающиеся наиболее распространенных архетипов в сновидениях. Та часть повествования, что предваряет поход за артефактом и посвящена по большей части знакомству со вселенной, интереснее всего и читается с большим удовольствием. Однако затем появляется немало противоречий.

Если пространство Сна без труда искривляется, почему Григ прикидывает, сколько времени займет та или иная прогулка? И зачем вообще отправляться на поиски нужного Сновидца - не легче ли усилием воли сократить дорогу с обеих сторон? Почему приключенцам нельзя просыпаться по пути? Каким образом они «угадывают» количество будущих смертей и по какому наитию понимают суть испытаний еще до того, как приметили в них определенную закономерность? Или, скажем, еще в самом начале упоминается, что во Снах невозможно устать, но чуть позже герои именно что устают и пытаются дремать, не «просыпаясь» в реальность. Наконец, откуда у протагониста в рукаве целая колода из тузов, причем колода непрестанно пополняемая? Ах да, он же главный герой русского фэнтези, по жанру положено.

Ближе к финалу сумбурность идет крещендо: все и вся оказываются «не тем, чем кажутся», персонажи то и дело меняют планы и предают союзников, количество «внезапных озарений» становится выше всякого приличия. Кажется, автор под конец и сам запутался, не понимая, чем должна закончиться история. Как он признается в послесловии, долгий срок написания романа - без малого одиннадцать лет - был обусловлен тем, что сюжет застрял на моменте встречи с легендарным Снотворцем и двинулся дальше очень не скоро. И два куска текста, старый и новый, сшиты довольно грубо. Потому книга, несмотря на изрядную жестокость, кажется молодежной и наивной. Хотя при всей наивности в романе поднимаются пусть и расхожие, но оттого не менее важные вопросы.

По сути, этот роман - один большой фанфик на Лавкрафта, но без надлежащей жуткой атмосферы. За это Лукьяненко, конечно, получит благодарность от поклонников настоящего «отца ужасов», но от писателя с таким опытом и мастерством ожидаешь чего-нибудь пооригинальнее.

Отзывы

Елена
Елена

01 августа 2021 |

Плюсы: завораживающая фантазия автора, интригующие сюжетные повороты, рост и развитие персонажей;
Минусы: некоторая статичность сюжета;
Стоит ли читать? Все, кого захватило «Восхождение Сенлина», и так знают, что не прочитать его продолжение просто невозможно.

Галина
Галина

31 июля 2021 |

Понравилось: новая встречас полюбившимися героями, магические баталии, интересный конфликт;
Не понравилось: неудачное переосмысление знакомых образов;
Стоит ли читать? Непременно, если вы любите «Летописи разлома», Клару Хюммель и Долину магов.

Олеся
Олеся

28 июля 2021 |

Плюсы: увлекательный сюжет, развитие мира, возросший масштаб, интригующий финал;
Минусы: резкий переход между сюжетными линиями;
Стоит ли читать? Пехов - один из ведущих российских авторов фэнтези, так что любителям жанра читать точно стоит.

Ольга
Ольга

25 июля 2021 |

Удачно: колоритные описания и диалоги, неожиданные параллели с реальностью, эффектный финал;
Неудачно: относительно простой сюжет, некоторая идеализация прошлого;
Стоит ли читать? Да, если вы доверяете авторам и готовы к любым сюрпризам в их исполнении.

Кристина
Кристина

24 июля 2021 |

Понравилось: стилизация под литературу XIX века, запутанная интрига, главные герои;
Не понравилось: разгадка;
Стоит ли читать? Любителям Эдгара По - обязательно. Поклонники исторических детективов с привкусом мистики тоже могут попробовать.