Майкл Флетчер - Без надежды на искупление

Майкл Флетчер - Без надежды на искупление

5.0/5 оценка (1 голосов)
Опубликовано автором Майкл Флетчер 09 декабря 2018 года в категории Героическая фантастика, Темное фэнтези, Фэнтези

В мире, где безумцы подчиняют реальность своему бреду, орден Геборене Дамонен растит нового бога, питаемого верой прихожан. Троица авантюристов - Бекден, Вихтих и Штеллен - похищает будущего бога, мальчика Моргена, ради большого выкупа...

Что только не служило источником магии в фэнтези: и собственная воля волшебника, и стихии, и животные, и краски, и слова... Майкл Флетчер открыл доселе невиданный источник - психические заболевания. В придуманном им мире душевнобольные, которых тут называют «гейстекранкен», не просто пребывают в плену собственных заблуждений и фантазий - они меняют реальность в соответствии со своими представлениями о ней. Гефаргайсты (социопаты) не только манипулируют людьми, но и могут внушить им любые мысли и чувства. Клептики (клептоманы) умеют воровать все, что угодно, легко и незаметно. Хассебранд (пироманы) жгут все, что видят, собственным внутренним огнем. Мирере (шизофреники) материализуют осколки своей расщепленной личности. И так далее - в конце книги есть полный список ментальных расстройств и магии, которую творят их обладатели. Разумеется, у столь странно устроенного волшебства есть подвох. Могущество гейстекранкен растет по мере прогрессирования душевной болезни - но когда и то, и другое достигает пика, у сверхсильного мага есть только одна дорога: бесповоротный распад психики.

Впрочем, менять реальность может не только убежденность гейстекранкен, но и вера простых смертных. Именно поэтому глава ордена Геборене Дамонен, сильный гефаргайст Кениг Фюример, «разрабатывает» нового бога взамен сошедших с ума прежних. Силу мальчика Моргена, которому еще нужно «вознестись», чтобы окончательно стать богом, подпитывает вера многочисленных последователей Геборене. У Кенига на мальчика свои планы, которым не суждено осуществиться. Потому что в историю вторгается колоритная троица авантюристов - Бедект, Вихтих и Штеллен.

Эти персонажи стоят отдельного рассказа. Бедект - старый наемник, эдакий Коэнварвар, мучимый болезнями, подступающей дряхлостью и воспоминаниями о прошлом, которым он не гордится. Вихтих - самовлюбленный красавчик-гефаргайст, гоняющийся за титулом лучшего фехтовальщика в мире. Штеллен - уродливая девица-клептик, не только воровка, но и безжалостная убийца. Все трое связаны сложными отношениями дружбы-ненависти, и похищение мальчикабога Моргена, за которого они рассчитывают получить неплохой выкуп, должно стать их последним делом... но тут, как в фильмах Тарантино, что-то идет не так.

Увлекательный авантюрно-плутовской сюжет выстроен в декорациях темного фэнтези, со всеми его обязательными составляющими: отталкивающими героями, грязным (во всех смыслах слова) миром, а также изобилием крови и других физиологических субстанций. И Бедект со товарищи, и «архизлодей» Кениг убивают людей пачками, и смысла в большинстве этих смертей нет никакого. Гнетущая атмосфера психбольницы тоже радости в жизнь героев и читателей не добавляет. Душевно здоровые («здравомыслящие») люди в этом мире играют роль мяса: ими манипулируют, их мучают и убивают, и они ничего не могут противопоставить могуществу гейстекранкен. Среди заметных персонажей романа «здравомыслящих» только двое: ученый Ауфшлаг Хоэ, ближайший соратник Кенига, и, представьте себе, Бедект. При этом первый занимается садистскими экспериментами над людьми, изучая способы искусственного «выведения» гейстекранкен, а в нормальности второго ближе к финалу появляются серьезные сомнения...

Вообще в финале романа автор оставляет героев в таком состоянии, какого читатели фэнтези не припомнят. Стоит только представить, что им так придется начинать и следующий том цикла... Если совсем без спойлеров, то это должно быть по-настоящему грандиозно.

Помимо сюжета, наполненного сложносочиненными интригами и неожиданными поворотами, развлечь читателя в этом безумном мире способен разве что авторский юмор - черный, как и все в этом жанре, но ценители такового наверняка найдутся. Кроме того, Флетчер не очень-то держит себя в рамках вымышленного мира: то в эпиграфах к главам, наряду с придуманными персонажами, обнаружатся Акира Куросава и Ги де Мопассан, то в речи одного из самых отвратительных героев встретится цитата из Шекспира... Автор словно бы намекает, что грань между реальностью и вымыслом может быть так же тонка, как между здравомыслием и безумием. Не самая свежая мысль, но, по крайней мере, она превращает чтение довольно сложного текста в занятную игру.

Качественный образец темного фэнтези, в котором привычные элементы жанра сочетаются с гнетущей атмосферой безумия и хлестким черным юмором.

Похожие книги

Отзывы

Виктория
Виктория

16 июля 2019 |

Плюсы: внимание к личностям персонажей; общий оптимизм; хороший темп; масштабная картина мира.
Минусы: обилие клише; нелогичности и условности; повторяющееся дежурное морализаторство.

Светлана
Светлана

16 июля 2019 |

Удачно: странный, но реалистичный мир; пугающие чудовища; увлекательный детективный сюжет.
Неудачно: сюжетные недосказанности; невнятный главный герой.

Евгения
Евгения

16 июля 2019 |

Понравилось: развитие и раскрытие персонажей; акцент на психологию героев; образ келси; ответ на многие загадки.
Не понравилось: шаблонность антиутопии; маловато экшена.

Анна
Анна

16 июля 2019 |

Плюсы: привлекательная главная героиня; симпатичные второстепенные персонажи; ирония и литературные аллюзии.
Минусы: неоригинальный мир; несложный сюжет; «бог из машины» в финале.

Юлия
Юлия

16 июля 2019 |

Удачно: экзотический сеттинг; химия отношений «ученик - наставник»; впечатляющие финальные главы.
Неудачно: недостаток авторских объяснений; первая часть напоминает пролог.