Тим Пауэрс - Три дня до небытия

Тим Пауэрс - Три дня до небытия

5.0/5 оценка (1 голосов)
Опубликовано автором Тим Пауэрс 25 марта 2019 года в категории Детектив, Триллер, Ужасы и мистика

Фрэнку Маррити и его дочери Дафне после смерти бабушки достается в наследство тайна, связанная не только с покойной пожилой леди, но также с Эйнштейном и Чарли Чаплином. Эта тайна вызывает огромный интерес спецслужб и одного древнего тайного общества.

Это уже четвертая встреча русскоязычных читателей с Тимом Пауэрсом. Первый опыт, с серией «Век дракона», оказался неудачным, зато странный автор пришелся ко двору в серии «Альтернатива», где вышли четыре его романа. В 2011 переиздали «На странных волнах» - на волне, простите за каламбур, успеха очередного фильма из серии «Пираты Карибского моря», источником вдохновения для которого послужил роман Пауэрса. И вот спустя семь лет еще один визит самобытного автора - в серии «Роман-головоломка», чье название неплохо характеризует жанр, в котором работает Пауэрс. А пишет он запутанные романы на стыке фэнтези, научной фантастики и конспирологических триллеров, активно используя древние мифы и современные городские легенды, отдавая дань классике авантюрной литературы - и, как приличный постмодернист, щедро сдабривая эти коктейли гротеском и иронией. «Три дня до небытия» смешаны (и взболтаны) по проверенному рецепту.

Пауэрс воспользовался сюжетной схемой шпионского боевика: «обыватели случайно оказываются в центре войны спецслужб». Простым людям достается в наследство вещь, за которой охотится Моссад и тайное общество Весперс, наследник альбигойцев-катаров (привет Дэну Брауну!). Эта вещь - не что иное, как машина, позволяющая перемещаться во времени и пространстве, которую изобрел сам Эйнштейн; как выясняется, он имел прямое отношение к семье Маррити.

Но, разумеется, простым шпионским боевиком «Три дня до небытия» не назовешь. Ведь в романе почти нет ничего «обычного»: на Моссад и Весперс работают экстрасенсы, израильская разведка руководствуется Каббалой, потомки альбигойцев общаются с духами, действие время от времени перемещается в «тонкий мир», куда герои отправляют свои астральные проекции... Фрэнк и Дафна тоже непросты: между отцом и дочерью существует телепатическая связь, к тому же девочка владеет пирокинезом.

Напряженный запутанный сюжет спрессован во времени и пространстве: все действие происходит в течение трех дней (заголовок не врет) 1987 года в окрестностях Голливуда. Соседство «фабрики грез» не случайно: кино наделяется в романе волшебной силой - в буквальном, а не метафорическом смысле. Киноленты, снятые определенным образом, могут стать частью механизма машины Эйнштейна - именно такие, согласно Пауэрсу, в определенный период снимал Чарли Чаплин, пытаясь изменить собственное прошлое. Да и сам роман кинематографичен - и в «шпионских» эпизодах, и в сценах, следующих скорее психоделической логике сна, чем прямолинейной логике экшен-фильма.

Чтобы сложить историю, рассказанную Пауэрсом, в единую картину, читателю нужно потрудиться: автор бросает его в гущу событий, ничего не объясняя, так что диалоги героев на первых эдак пятидесяти страницах могут показаться полной абракадаброй. Да и потом, возможно, придется возвращаться к тем или иным эпизодам, обращая внимание на детали, которые поначалу показались незначимыми. При этом Пауэрс насыщает повествование не только важными, но и совершенно ненужными деталями, подробно описывая, например, с какой улицы на какую свернули герои во время погони, что они едят и пьют... Стоит ненадолго отвлечься на подобный «информационный шум» - и роман покажется сборником несвязных эпизодов.

Увы, жанр напряженного триллера не располагает к созданию сложных характеров - большинство героев вышли плоскими фигурками со страниц комиксов, включая незадачливого Фрэнка Маррити и его не по годам смышленую дочь. Пожалуй, только два персонажа получились живыми, объемными и вызывающими сопереживание: Орен Лепидопт, разведчик Моссада, и Шарлотта Синклер, слепая «дальновидица» Весперса.

У перенасыщенного сюжета книги были все шансы на разочаровывающий финал - но не в случае Пауэрса. В финальном противостоянии все узлы развязаны, темпоральные парадоксы (неизбежные в историях про путешествия во времени) худо-бедно разрешены, герои получают по заслугам, а читатели вздыхают с облегчением. И продолжения не предвидится - какой бы причудливый мир ни создавал для очередной книги Тим Пауэрс, у него хватает силы воли закрыть дверь в него с последней страницей.

Психоделическая темпоральная фантастика - гремучая смесь жанров с головоломным сюжетом и безумным эзотерическим антуражем. Увлекательная, оригинальная, но слишком странная, чтобы понравиться всем.

Похожие книги

Отзывы

Виктория
Виктория

16 июля 2019 |

Плюсы: внимание к личностям персонажей; общий оптимизм; хороший темп; масштабная картина мира.
Минусы: обилие клише; нелогичности и условности; повторяющееся дежурное морализаторство.

Светлана
Светлана

16 июля 2019 |

Удачно: странный, но реалистичный мир; пугающие чудовища; увлекательный детективный сюжет.
Неудачно: сюжетные недосказанности; невнятный главный герой.

Евгения
Евгения

16 июля 2019 |

Понравилось: развитие и раскрытие персонажей; акцент на психологию героев; образ келси; ответ на многие загадки.
Не понравилось: шаблонность антиутопии; маловато экшена.

Анна
Анна

16 июля 2019 |

Плюсы: привлекательная главная героиня; симпатичные второстепенные персонажи; ирония и литературные аллюзии.
Минусы: неоригинальный мир; несложный сюжет; «бог из машины» в финале.

Юлия
Юлия

16 июля 2019 |

Удачно: экзотический сеттинг; химия отношений «ученик - наставник»; впечатляющие финальные главы.
Неудачно: недостаток авторских объяснений; первая часть напоминает пролог.