Ник Харкуэй - Мир, который сгинул

Ник Харкуэй - Мир, который сгинул

0.0/5 оценка (0 голосов)
Опубликовано 08 августа 2018 в категории Боевая фантастика, Рецензии на книги

После «Сгинь-войны», превратившей большую часть планеты в хаос неорганизованной материи, главный герой и его друзья-сослуживцы получают задание «спасти мир» - ликвидировать пожар на фабрике, занимающейся борьбой с хаосом.

Название серии «Роман-головоломка» как нельзя лучше подходит для дебютного романа Ника Харкуэя. Это действительно запутанная четырехмерная головоломка, шкатулка с тройным дном, ключик к которой лежит где-то на дне третьего. Чтобы ее собрать, нужно одолеть все 700 страниц, - и спасибо автору, что от этого процесса получаешь искреннее удовольствие.

После первой главы читателю может показаться, что его ждет залихватское дорожное приключение в постапокалиптических декорациях, а-ля «Безумный Макс». Завязка действительно классическая для роуд-стори: в захудалом баре на краю обитаемого мира (буквально) к дружной команде приключенцев-профессионалов приходит корпоративный функционер и делает предложение, от которого они не могут отказаться, - ни много ни мало спасти мир. Но как только наши герои рассаживаются по кабинам грузовиков, монтажная склейка выбрасывает нас далеко в прошлое протагониста.

Теперь нам придется на время забыть про «Сгинь-войну» и волшебную «Трубу», которая преобразует мир с помощью загадочной субстанции ФОКС. Мы узнаем о детстве главного героя, его обучении у колоритного мастера боевых искусств, студенческом заигрывании с анархизмом, вербовке в спецслужбы - и, наконец, о «Сгинь-войне», выросшей из нелепого конфликта в вымышленном государстве Аддэ-Катир. Мир погиб из-за того, что в этом конфликте была применена экспериментальная «Сгинь-бомба», уничтожающая информационные связи, делающие материю упорядоченной (вместо научности у автора - комиксовое наукообразие, но в общую гротескную стилистику романа это вполне вписывается). Беда в том, что высвободившаяся материя продолжила искать себе возможности для воплощения - и новой информацией для нее стали страхи, мечты и фантазии людей. Из этих «снов разума» стали рождаться чудовища, временами даже поразительно похожие на людей, - только непонятно, считать ли их людьми и как с ними поступать.

Таков мир, в котором приходится жить и работать герою и его друзьям. Посреди мироздания, превратившегося в хаос, они находят какую-никакую опору друг в друге. Их объединяет ненависть к двум самым главным чудовищам, согласно автору: войне и корпоративной машине. Война предстает на страницах романа бессмысленной мясорубкой, воплощением абсурда - в этом Харкуэй выступает достойным наследником Курта Воннегута и Джозефа Хеллера. А работа на Корпорацию, ради которой нужно не только совершать сделки с совестью, но и подчас уничтожать собственную личность, для героя и его друзей просто неприемлема - в ключевой момент своей истории они делают выбор между корпоративной стабильностью и зыбкой свободой в пользу последней.

Читая о приключениях рассказчика, его лучшего друга (почти брата) Гонзо Любича и других ярких персонажей, несложно обратить внимание на одну деталь. У главного героя нет имени. Его никто никак не называет - ни друзья, ни подружки, ни начальство и коллеги, ни даже любимая жена-медсестра. И это - тот самый ключик, который открывает шкатулку, оказывающуюся бомбой замедленного действия. После того как заканчивается флешбэк длиной в полкниги, сюжет делает крутой поворот, и герою приходится в буквальном смысле слова искать себя в этом новом мире...

Чтобы избежать спойлеров, скажем лишь, что последние страницы, полные ураганного экшена, сводят воедино многие разрозненные эпизоды из прошлого персонажей - те самые, по поводу которых мы недоумевали, не понимая, зачем автору понадобилось столь подробно рассказывать, например, о лютой вражде учителя главного героя с кланом ниндзя или о приключениях труппы мимов. Многие, но не все: отчасти роман так и остается «собраньем пестрых глав», рассказанных умным и наблюдательным, но без меры болтливым персонажем. Харкуэй сыплет шутками и парадоксами, лихо обрисовывает героев двумя-тремя взмахами кисти, изящно закругляет фразы - в общем, неудивительно, что западные рецензенты сравнивали этот успешный дебют (номинация на «Локус», между прочим) с книгами Дугласа Адамса, а сам автор в послесловии называет одним из своих учителей Вудхауса. Читать этот роман - все равно что проводить время с назойливым, но все равно любимым другом-авантюристом.

Отличный дебют в редком жанре «иронический постапокалипсис» - страдающий многословием, но увлекательный, смешной и трогательный.

Похожие книги

Популярные

Отзывы

Ольга Наумова
Ольга Наумова

11 июня 2018 |

Благодарю! Интересно как :)

Виктория
Виктория

09 июня 2018 |

Жанр "фантастика" я полюбила еще с юности. "Голова профессора Доуэля", "Остров Моро", "Человек-амфибия" - я просто зачитывалась и пыталась представить - как...

Ирина
Ирина

08 июня 2018 |

Обожаю подобные любовные романы!!! Мне нравятся сюжеты, где герои находят путь к любви через преграды. А уж в романе "Счастливый случай" их (препятствий для...

Галина
Галина

07 июня 2018 |

Хочу сделать комплимент автору подборки. Эта, пожалуй, единственная, где ВСЕ книги достойны похвалы. Самые "убойные" это "Гипнотизер" Кеплера и "Забирая...

Сергей
Сергей

06 июня 2018 |

С удовольствием читаю и смотрю телепередачи на тему "Выживание человечества". Ведь реально стоит задуматься о том, что все эти периоды были - пустота,...