Кристофер Прист - Фуга для темнеющего острова

Кристофер Прист - Фуга для темнеющего острова

0.0/5 оценка (0 голосов)
Опубликовано автором Кристофер Прист 01 июля 2020 года в категории Антиутопия

Новая волна интереса к Кристоферу Присту привела к тому, что на русском начали издавать практически все, что он написал. И это можно только приветствовать - ведь речь об одном из самых необычных английских прозаиков, успешно преодолевшем пропасть между жанровой и «большой» литературой. Странно только, что «Фугу» издали в серии покетбуков «Эксклюзивная классика», где любители фантастики могут книгу и не заметить, а читатели современной прозы - очень удивиться тому, что «классикой» назвали жесткую остросоциальную фантастику «ближнего прицела». Впрочем, раз уж антиутопия класса «Рассказа служанки» становится новым мейнстримом, то почему бы и роману-катастрофе на животрепещущую тему «заката Европы» не стать новой классикой?

В романе Приста закат приходит только на его родной остров - во всяком случае, только он и интересует писателя. Все началось с того, что несколько африканских государств обзавелись ядерным арсеналом, - а там уже оставалось совсем немного до масштабного конфликта, который закончился за четыре дня, оставив Африку непригодной для жизни пустыней. Выжившим нужен новый дом, и ищут его они в том числе и в Европе. Прибывающие в Великобританию «африммы» (сокращение от «африканские иммигранты») встречают яростное сопротивление свежеизбранного ультраправого правительства - но не собираются покидать страну. Начинается захват домов добропорядочных англичан, общество раскалывается на противников и сторонников мигрантов, иностранные державы снабжают оружием противоборствующие силы, миротворцы ООН мало что могут сделать в образовавшемся хаосе...

Картину постепенного крушения цивилизации мы наблюдаем глазами Алана Уитмена, интеллигентного университетского преподавателя, мужа и отца, приличного члена общества с либеральными взглядами. Читатель располагает лишь той информацией, которая доступна герою-рассказчику, - и чем дальше развивается конфликт, тем более путаной и противоречивой она становится. Уитмен лишь пару раз вскользь упоминает заграницу - и мы можем только догадываться, как обстоят дела с мигрантами в других странах. Кроме того, совершенно неясно, как масштабная ядерная война в Африке повлияла, например, на земной климат, - а не повлиять не могла. Но Прист то ли не задумывается об этом, то ли сознательно выносит глобальные проблемы за скобки романа. Его цель - показать, как катастрофа меняет жизнь обывателя.

Писатель избрал для романа нелинейную организацию сюжета: фрагменты истории подаются как бы случайным образом, память рассказчика скачет из настоящего в прошлое, подчас выхватывая эпизоды, вовсе не имеющие отношения к основной линии. При этом Алан Уитмен, случайно или намеренно, вышел худшей версией «рефлексирующего интеллигента». Нарочитая отстраненность его интонации создает впечатление, будто бы он ко всему безразличен. Но и фактов, которые Уитмен сообщает о себе, достаточно, чтобы оттолкнуть читателя. Он не любит жену и не интересуется ее жизнью, постоянно изменяет ей и в целом производит впечатление сексуально озабоченного, если не одержимого. Какие-то чувства к дочери герой начинает проявлять только к концу истории. А его либеральные взгляды, явно наносные, не выдерживают испытания реальностью: стоит Уитмену сделать один удачный выстрел - и толерантность сменяется жаждой крови. Финальная фраза романа совершенно оглушительна - хотя и логична в контексте развития персонажа. Налет цивилизации оказывается столь тонок, что одного серьезного конфликта достаточно, чтобы он исчез. И в этом «Фуга для темнеющего острова» неожиданно перекликается с «Трудно быть богом» братьев Стругацких, со знаменитым «видно было, где он шел». Конечно, Уитмену далеко до Антона-Руматы, но их сближает беспощадная авторская оптика, исследующая превращение современного человека гуманистических взглядов в машину для убийства.

Остросоциальный роман-катастрофа, проходящийся по самым больным темам современного мультикультурного общества.

Похожие книги

Лучшие книги

Отзывы

Алена
Алена

04 июля 2020 |

Понравилось: живые характеры, мягкий юмор.
Не понравилось: излишне подробные описания, затянутая завязка.

Виктория
Виктория

04 июля 2020 |

Плюсы: динамичный сюжет, яркие образы.
Минусы: самоповторы, анахронизмы.

Светлана
Светлана

01 июля 2020 |

Удачно: сложная композиция, загадочная атмосфера, интересный сплав магии и технологий.
Неудачно: избыток натуралистичной жестокости, некому сочувствовать, недосказанность.

Юрий
Юрий

10 мая 2020 |

Благодарю вас за предоставление книг и желаю вам успехов.

Ольга
Ольга

15 марта 2020 |

Удачно: предисловие, структура.
Неудачно: как ни удивительно, повесть мартина.