Александр Вампилов

Александр Вампилов

4.7/5 оценка (3 голосов)
Опубликовано 02 января 2014 в категории Классическая проза

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 в поселке Кутулик Иркутской области. Родился в семье потомственных учителей: мать - Анастасия Прокопьевна, урожденная Копылова, отец - Валентин (Бадма, Бадмуушка) Никитич - бурят; в 1938 расстрелян НКВД. В 1960 окончил историко-филологический факультет Иркутского университета. В областной газете «Советская молодежь», в газете «Иркутский университет», «Ленинские заветы» опубликовал первые очерки, фельетоны, сценки под псевдонимом А. Санин, под которым в 1961 вышла и книга юмористических рассказов Вампилова «Стечение обстоятельств». В 1964-65 Александр Вампилов - участник коллективных прозаических сборников «Ветер странствий», «Принцы уходят из сказок». В 1965 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького. Как драматург Вампилов начал с одноактных пьес-шуток: «Ангел», «Воронья роща» (1963), «Дом окнами в поле» (1964) и другие. К 1970 написаны все основные пьесы, создавшие театр В.: «Ярмарка» (1964; позднее переименована чиновниками от культуры в «Прощание в июне»), «Старший сын», «Утиная охота» (обе -1967); «История с метранпажем» (1968) объединена с ранней шуткой «Двадцать минут с ангелом» в трагикомическое представление в 2 частях «Провинциальные анекдоты» (1970); «Прошлым летом в Чулимске» (1972). Не завершен водевиль «Несравненный Наконечников» (1972). Первые публикации пьес - в альманахе «Ангара», журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь».

В ранних рассказах, сценках, первоначальных вариантах больших пьес Александр Вампилов много мастерски исполненных розыгрышей, психологических ловушек для героев, мистификаций. В прозе случай, пустяк, кажущиеся просто житейскими анекдотами, оказываются самыми драматичными моментами в жизни человека, его своеобразными судными днями. Герой либо остается наедине с самим собой, чтобы разобраться в собственных ошибках и заблуждениях, либо становится участником странного происшествия, заставляющего переоценивать сложившиеся взгляды на жизнь. Способствуют резким переменам в героях те же пустяковые, на первый взгляд, случайности и шутливые стечения обстоятельств. Но сохраняя свойства бытового анекдота, они приобретают в драматургии Вампилова фантасмагорический характер и открывают ее идеальную, символическую сторону. Из психологически достоверно изображенного быта в каждой пьесе Вампилова вырастает сверхидея. Слияние конкретики и символики, взаимозависимость грубости жизни и возвышенности идеала рождают драматургию Вампилова как сложное новаторское явление.

Александр Вампилов привел в драматургию странного героя, героя крайностей, слабого и сильного одновременно, знакомого незнакомца, открыл почти забытый в советской драматургии, но традиционный для русской классической литературы характер духовного скитальца, человека с расколотым сознанием, страдающую личность, кающегося грешника. У современного героя Вампилова богатая родословная: от Онегина, Печорина, Версилова, Протасова до чеховских Платонова, Иванова или Лаевского.

Еще один традиционный тип героя по-новому представлен в пьесах Вампилова: это «маленький человек» - Третьяков, Анчугин, Угаров, Хомутов, Золотуев, Калошин, Сарафанов. Галерея женских образов отражает «женский вопрос» с полной и острой осознанностью трагичности поставленной проблемы.

Вампилов реабилитировал в драматургии забытые жанры - водевиль и фарс; жанры высокой сатиры - трагифарс и трагикомедию; вернул отечественной драме ее катартический смысл. В его пьесах конфликт между добром и злом освобожден от сугубо бытовой прямолинейности, очищен от демагогической фальши.

Любая из драм Вампилова имеет собственную историю создания, сценическую биографию. Вместе с тем произведения дополняют и проясняют друг друга, создавая два крупных драматургических цикла: сатирический и трагический, каждый из которых существует во взаимной зависимости, придавая драматургии Вампилова целостность и органическую художественную завершенность. Как каждая его пьеса имеет завязку, кульминацию и развязку, так и циклы состоят из пьесы-завязки, пьесы-кульминации и пьесы-развязки. Сатирический цикл - это «Провинциальные анекдоты» и «Ярмарка». Трагический цикл - трилогия «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Требуя более пристального исследования, в разных пьесах автором рассматриваются разные варианты поведения героя, мотивы его поступков. Герои одной пьесы становятся второстепенными в последующей; второстепенные же выходят на передний план и, превращаясь в главных, снова требуют в драмах Вампилова продления своей жизни. Нравственные искания героя, начинаясь в ранней пьесе, продолжаются в следующей и заканчиваются совсем неожиданно в истории, описанной автором гораздо позднее. Внутреннее родство пьес продумано и организовано. Например, обыкновенное случайное свидание превращается в пьесах Вампилова в свидание со смертью. Это главный кризисный момент - узнавание героем себя самого, открытие истинного своего лица. Шутливые розыгрыши приводят к серьезным последствиям. Прием фикции, мнимого факта связывает пьесы Вампилова фантасмагоричностью событий, атмосферой условности происходящего. Цикличность подчеркивается диалогичными финалами пьес, необычными для советской драмы. Конец предыдущей пьесы в драматургии Вампилова рождает завязку следующей. Загадки его финалов разгадываются в последующих пьесах.

«История с метранпажем» - притча о страхе, история случайной встречи ее героя с собственной смертью. Анекдотический эпизод с Калошиным, администратором гостиницы «Тайга», чуть не умершим от невероятного ужаса перед никому не ведомым метранпажем,- делится на две половины. Первая - гротесковая сатира на «чиновничье» начало в человеке. Нарастающий страх приводит Калошина к сильному сердечному приступу. Герой чувствует холод смерти в сердце - и раскаивается в своем лицемерии, прощает жену, за измену; страх перед метранпажем исчезает. Во второй половине пьесы заметно сострадательное, с оттенком мягкого лиризма отношение автора к персонажу. Вампилов попытался показать покаяние современного «маленького человека».

«Двадцать минут с ангелом» - ядовитая сатира, одно из ранних произведений драматурга. В легкой и одновременно злой «серьезной шутке» о свидании с ангелом в провинциальной гостинице «Тайга» впервые в драматургии Александра Вампилова разрабатываются темы циничного безверия и смерти как побудительницы бескорыстно делать добро. В произведении высмеивается духовное банкротство ее героев, выставляется на всеобщее обозрение порочность мира, в котором все продается и покупается. В пьесе сформулирован идеал автора - истинное бескорыстие. Ангел-бескорыстие существует «поверх» времени, вечно. Он, невидимый, спустился на двадцать минут, чтобы проверить людей. Результаты плачевны, действие шутки приводит к серьезному выводу, открывается трагедийность странного свидания.

В комедии «Ярмарка» дремучая убежденность героя -закоренелого циника - в силе «денежной философии» сломлена и разрушена. Молодой студент Колесов рвет диплом, полученный в результате сделки с ректором института.

С пьесы «Старший сын» начинается самый сложный период творчества Вампилова, открывается выход писателя к трагическим прозрениям, в сферу духовного бытия, когда слову «духовный» возвращается истинное его, прямое содержание: отношения человека с Богом. Перипетии комедийного бытового слоя «Старшего сына» - внешняя интрига. Сверхидея пьесы - поиск смысла жизни, крепких нравственных опор, держащих дом и мир любовью к ближнему; прощение ближнего и вера, преемственность от отца к сыну, который тоже когда-нибудь должен стать отцом. Дом как мир и мир как дом - сквозная метафора зрелых пьес Вампилова. Тема внутреннего распада семьи связывает «Старшего сына» с «Утиной охотой» и «Прошлым летом в Чулимске». Семья Сарафановых необходима автору в качестве модели мира. Понятие родоначальника семьи, идея отца перестают быть частными. Разваливающуюся семью Сарафановых возрождает живой человек Владимир Бусыгин и «старший сын» как некая созидательная идея. Кроме реальной сарафановской, в комедии существуют внесценические семьи двух приятелей, Бусыгина и Сильвы. Отношения отцов и сыновей составляют внутреннюю интригу пьесы.

Вводя сыновнюю иерархию, Вампилов, с одной стороны, показывает взросление младших, освобождение от инфантилизма, нравственной порчи; с другой - убедительно демонстрирует подчинение старшему сыну как свободное проявление добра, обязательного и естественного в людях. Тема отца и сына для самого драматурга, не помнящего отца, была глубоко личной. В комедии обнажена боль непостижимой до конца глубины родства отца и сына.

Вампилов не мог не обратиться к вопросам оправдания жизни человека на земле - поиску настоящей веры. Его творчество живо неотступным вниманием к темам смерти и бессмертия, попытками воскрешения поруганных истин, чуткостью к боли любой души. Не случайны постоянно встречающиеся в его пьесах «ангелы», «богородицы», «святые», «воскресения», «церкви-планетарии» и т.п. Вампилов рвался к вере в Бога - и не мог уверовать. Отсюда глубочайшая трагедия художника.

«Утиная охота» - кульминационная пьеса драматурга. В ней исследуется характер молодого человека, прожигающего жизнь в погоне за удовольствиями (женщины, выпивка, охота) и понимающего бессмысленность такого существования. Он постоянно убегает, прячется от себя. Ему страшно остановиться и оглянуться на прожитые годы. Внутренняя борьба героя между верой в людей и презрением к ним, бесконечно изматывая душу, приносит немалые страдания его близким, его самого заставляя страдать вдвойне. В основе замысла пьесы - свидание героя с самим собой. Друзья сыграли с Зиловым необычную шутку: намекнули, что он мертв. Эта резкая встряска пробуждает его совесть. Вспоминая день за днем свою жизнь, Виктор Зилов пытается доказать себе, что он - живой. В результате разбирательства с самим собой герой приходит к решению свести счеты с жизнью. Шутка - мнимая смерть - заставила Зилова взглянуть в лицо реальной смерти. Приведя героя к высшему напряжению воли и мужества, Вампилов не позволяет ему сделать роковой выстрел. «Идеалы» старой жизни отринуты, но иных нет. Ситуация в драматургии Вампилова не новая - герой одновременно и палач, и жертва. Придя к осознанию вины, он остается жить, вызывая и осуждение, и сострадание.

Сверхидея «Утиной охоты», ее небытовой, символический смысл в том, как жестоко борются за душу человека три силы: жизнь, смерть и духовная гибель - безверие. До «Утиной охоты» внесценический идеал пьесы свидетельствовал об абсолюте добра. Утиная охота - символ-парадокс, сложная контаминация добра и зла. С одной стороны, это духовная непроницаемость, полное равнодушие к реальному бытию, с другой - желание иной, чистой жизни. В результате «взвешивания» этих тенденций в пограничной ситуации расчета с земным существованием происходит душевное выздоровление героя, его духовная переориентация.

В драме «Прошлым летом в Чулимске» Вампилов набрал новую высоту в ответах на вопросы, волновавшие его с начала работы в драматургии. Развитие характеров, основных тем, конфликтов завершены, подытожены. Сверхидея пьесы - любовь и обретение настоящей веры - выражена простой бытовой метафорой. Валентина, самая молодая героиня чулимской истории, обустраивающая палисадник, - символ любви-исцеления, верности, вечной женственности, красивого порядка в доме и мире. Пьеса завершает трилогию Вампилова о герое нашего времени и самом времени. Родственность персонажей, возврат к одним и тем же метафорам, ситуациям, проблемам, эпический подход к явлениям и типам реальной действительности закономерны и основательны.

17 августа 1972 Вампилов утонул в озере Байкал и был похоронен в Иркутске.

Список книг

  1. Воронья роща
  2. Дом окнами в поле
  3. Из записных книжек
  4. Исповедь начинающего
  5. Квартирант
  6. Кладбище слонов
  7. Месяц в деревне, или Гибель одного лирика
  8. Несравненный Наконечников
  9. Письма
  10. Предместье
  11. Провинциальные анекдоты
  12. Процесс
  13. Прошлым летом в Чулимске
  14. Прощание в июне
  15. Рассказы
  16. Рафаэль
  17. Свидание
  18. Старший сын
  19. Сто рублей новыми деньгами
  20. Успех
  21. Утиная охота
  22. Цветы и годы

Читайте также

 
 

Комментарии

Дарья
Дарья

23 февраля 2016 |

Пока прочла только "Лужок черного лебедя". Впечатления неоднозначные. Что-то в книге есть, факт. Во всяком...

Евгения
Евгения

21 февраля 2016 |

О, да! Макъюэн реально мрачен. Но не так, как Стивен Кинг, у которого, вурдалаки перемежаются с монстрами и...

Julia
Julia

19 февраля 2016 |

В произведениях Натальи Нестеровой вы не встретите пошлости, чернухи, розовых соплей, извращенности, вычурности и тому подобного.

Надежда
Надежда

18 февраля 2016 |

У меня в последнее время бзик: взялась реализовывать литературный план-максимум и перечитать все культовые...

Алина
Алина

16 февраля 2016 |

Ну и страшнющая вещь эта "Осиная фабрика". Что ни страница, то какой-нибудь садистский выверт или...