Влас Дорошевич

Влас Дорошевич

4.0/5 оценка (2 голосов)
Опубликовано 02 января 2014 в категории Классическая проза, Публицистика

Влас Дорошевич родился 17 января 1864 года в Москве. Мать - А. И. Соколова - журналистка и писательница, автор исторических и бытовых романов и повестей; публиковалась под псевдонимом «Синее Домино» и «Помещица Анфиса Чубукова». Отец умер, когда ребенок был совсем маленьким. Дорошевич воспитывался в семье коллежского секретаря М. И. Дорошевича, усыновившего брошенного матерью мальчика. Когда мать Дорошевича вернулась в Россию, приемные родители после долгих судебных разбирательств вынуждены были отдать ей ребенка. Через несколько лет Влас начинает самостоятельную жизнь - дает уроки, работает землекопом и грузчиком, корректором, выступает в театре. Сложные психологические коллизии детства повлияли на тематику и проблематику творчества Дорошевича (очерки «О незаконных и о законных, но несчастных детях», «Компетентное мнение», «Дрова отца», цикл «Семья и школа»).

Первая публикация Дорошевич - изданная И. Д. Сытиным повесть «Страшная ночь, или Ужасный колдун» - представляла из себя сделанную мальчиком переработку произведений Н. В. Гоголя. С 1881 Дорошевич работает в одной из самых популярных в России газет - «Московском листке», издававшемся И. И. Пастуховым - где печатает небольшие заметки и сценки, а также репортажи. В 1883-85 Дорошевич выступает как составитель нескольких народных юмористических сборников «Московская стрекоза» и «Задетая муха» (1883), «Погремушка», «Балагур» и «Макарьевская ярмарка» (1885).

Первое самостоятельное произведение Власа Дорошевича, опубликованное в печати, - рассказ «Отомстила». С середине 80-х гг. Дорошевич активно сотрудничает с юмористическими изданиями «Будильник» и «Развлечение», в которых публикует очерки и рассказы на темы современной жизни, фельетоны, ведет постоянные рубрики. В этот период Дорошевич знакомится с А. П. Чеховым, В. А. Гиляровским, А. В. Амфитеатровым, В. И. Немировичем-Данченко и другими писателями и журналистами.

В 1889-90 Дорошевич работает в газете «Новости дня», издаваемой А. Я. Липскеровым, где ведет рубрику «Злобы дня» и обозрение «За день», а затем возвращается в «Московский листок». Дорошевичу поручают редактировать приложение к «Московскому листку» - «Нижегородскую почту», выпускаемую во время нижегородской ярмарки.

В 1893 Дорошевич решает переехать в Одессу, где ему предложили место ведущего сотрудника либеральной газеты «Одесский листок», владельцем и издателем которой был В. В. Навроцкий. В первом же опубликованной в газете фельетоне Дорошевич сатирически изобразил чествование городского головы, после чего ему пришлось на полгода уехать в Петербург. Вернувшись в мае 1894 в Одессу, Дорошевич продолжает работать в «Одесском листке», где публикует рассказы, очерки, фельетоны, театральные рецензии, сатирические поэмы («Кому в Одессе жить хорошо»). В конце 90-х гг. Дорошевич становится одним из наиболее, популярных русских журналистов. В качестве корреспондента «Одесского листка» в 1895-98 Дорошевич неоднократно выезжает в западноевропейские страны, а также в Японию, Китай, Индию, США, Иран, Турцию. Впечатления от этих поездок легли в основу публицистических циклов «Путевые и непутевые заметки», «Америка», отдельных очерков и рассказов, стилизованных сказок и легенд.

В 1897 Дорошевич совершает путешествие на остров Сахалин, результатом которого стала публикация в газете «Одесский листок», «Россия», «Русское слово» эмоциональных очерков о жизни каторжных и ссыльных, а также книг - «Как я попал на Сахалин» (1903) и «Сахалин: Каторга» (1907), вызвавших широкий общественный резонанс и высоко оцененных современниками.

В 1899 Дорошевич переезжает в Петербург, куда его пригласили для работы во вновь основанную газету «Россия». Вместе с Дорошевичем в ней сотрудничали Амфитеатров, Т. Н. Потапенко, Гиляровский, В. В. Стасов, Д. Л. Менделеев, художники В. В. Верещагин, М. В. Нестеров, И. Е. Репин, многие из которых ранее печатались в «Новом времени» А. С. Суворина. В «России» Дорошевич публикует разнообразные очерки - судебные, о заграничной жизни, о семье и школе - и фельетоны (особую известность приобрели фельетон «Старый палач», направленный против критика «Нового времени» В. Н. Буренина, а также статья в защиту рабочих - «Бакинское всесожжение»).

В начале 1902, незадолго до закрытия газеты «Россия», Дорошевич переходит в газету «Русское слово», издаваемую Сытиным. Благодаря деятельности Дорошевича «Русское слово» вскоре становится одной из ведущих русских газет. Дорошевич формулирует «общероссийскую» демократическую позицию газеты, ставя задачу «распространить идеи здравые, чуждые революционных крайностей и излишества». Дорошевич призывает печать сеять не ненависть, не «раздор», а «просвещенное русское слово», несущее «возрождение» и «умиротворение» России. Взвешенная позиция Дорошевича привлекла к работе в газете таких известных писателей, как Л. Н. Толстой, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, В. И. Иванов, А. Белый, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, А. И. Куприн, К. И. Чуковский, А. М. Горький. 1900-е гг. - время наибольшей известности Дорошевича, называемого современниками «королем фельетона». Из произведений, написанных Дорошевичем в это время, особо следует отметить литературные портреты деятелей русской культуры - Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, М. Г. Савиной, К. А. Варламова, А. В. Сухово-Кобылина, А. И. Герцена.

В 1917 «Русское слово» поддержало Временное правительство, а в ноябре газета была закрыта за публикацию материалов, направленных против большевистских порядков. В июне 1917 Влас Дорошевич, в связи с болезнью, прекращает работу в «Русском слове», в начале 1918 уезжает на лечение в Крым. Во время пребывания в Крыму Дорошевич занимает осторожную, нейтральную позицию и в 1921, после прихода красных, делает заявление о признании советской власти. 20 февраля 1922, вскоре после возвращения в Петербург, Дорошевич скончался.

Творчество Дорошевича отличается исключительным многообразием тем и жанров, сочетанием яркой публицистичности с лиризмом авторской интонации, и импрессионистичностью образов. Критерием оценки описываемых фактов для Дорошевича является степень их современности. Для стиля Дорошевича характерен лаконизм и афористичность, точное воспроизведение бытовых деталей, широкое использование элементов экспрессивного синтаксиса, гипербол и каламбуров, гротескных и сатирических образов.

Дорошевич вошел в русскую литературу как литератор, необычайно чутко откликавшийся на проблемы русского общества рубежа веков, создавший в своих произведениях обобщенный образ современности.

Список книг

  1. Безвременье
  2. Вильгельм Телль
  3. Дело о людоедстве
  4. Дело об убийстве Рощина-Инсарова
  5. Каторга
  6. Каторга. Преступники
  7. Крымские рассказы
  8. Литераторы и общественные деятели
  9. Песни каторги
  10. По Европе
  11. Поэтесса
  12. Рассказы
  13. Семья и школа
  14. Сказки и легенды
  15. Старая театральная Москва
  16. Сцена
  17. Юмористические рассказы

Читайте также

 
 

Комментарии

Дарья
Дарья

23 февраля 2016 |

Пока прочла только "Лужок черного лебедя". Впечатления неоднозначные. Что-то в книге есть, факт. Во всяком...

Евгения
Евгения

21 февраля 2016 |

О, да! Макъюэн реально мрачен. Но не так, как Стивен Кинг, у которого, вурдалаки перемежаются с монстрами и...

Julia
Julia

19 февраля 2016 |

В произведениях Натальи Нестеровой вы не встретите пошлости, чернухи, розовых соплей, извращенности, вычурности и тому подобного.

Надежда
Надежда

18 февраля 2016 |

У меня в последнее время бзик: взялась реализовывать литературный план-максимум и перечитать все культовые...

Алина
Алина

16 февраля 2016 |

Ну и страшнющая вещь эта "Осиная фабрика". Что ни страница, то какой-нибудь садистский выверт или...