Александр Амфитеатров

Александр Амфитеатров

4.0/5 оценка (1 голосов)
Опубликовано 02 февраля 2014 в категории Классическая проза

Александр Амфитеатров родился 26 декабря 1862 года в городе Калуга в семье потомственных священнослужителей. Среди предков Амфитеатрова - митрополит Киевский Филарет, архиепископ Казанский Антоний, профессор Киевской духовной академии Я.К.Амфитеатров. Отец, В.Н.Амфитеатров,- протоиерей, позже настоятель Архангельского собора Московского Кремля.

В 1881 Александр Амфитеатров окончил 6-ю московскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. Учился вокальному искусствуву; два сезона пел в оперных труппах Тифлиса и Казани партии второго баритона, однако карьере оперного певца предпочел деятельность писателя и журналиста. Юношеские стихотворения Амфитеатрова впервые опубликованы в журнале «Пчела» (1878). Будучи студентом, Амфитеатрова сотрудничал в юмористических журналах «Будильник» и «Осколки», в которых печатал свои фельетоны, эпиграммы, критические статьи. Первое заметное произведение Амфитеатрова - повесть «Алимовская кровь» (1884) опубликована в газете «Русские ведомости» .

В 1885 Александр Амфитеатров окончил университет; в 1886-87 работает корреспондентом в Милане, одновременно обучаясь вокалу, а затем переезжает в Тифлис, где в течение 1888-91 пишет для газеты «Новое обозрение». К конце 80-х гг Амфитеатров окончательно осознает себя в качестве профессионального писателя и журналиста. С 1891 активно сотрудничает с газетой «Новое время», издаваемой А.С.Сувориным, а в 1892 возвращается в Москву.

Во 2-й половине 80-х гг опубликовал ряд рассказов - «Казнь» (1885), «Стрелки в Тоскане» (1888), «На заре» (1889), «Прокопий» (1890) и другие. В них прослеживается стремление писателя выбирать темы, вызывающие в обществе максимальный резонанс.

В 90-е гг Амфитеатров продолжает работать в «Новом времени», где появляются его фельетоны и очерки. В 1890 выходит роман «Людмила Верховская», посвященный проблеме вынужденного случайным стечением обстоятельств убийства, а также фантастический роман «Жар-цвет», в котором описываются медиумические явления. В 1892 Амфитеатров завершает историческую драму «Полоцкое разорение», публикует сборник рассказов «Психопаты: Правда и вымысел» (1893), «Грезы и тени» (1896) и «В моих скитаниях: Балканские впечатления» (1903).

В конце 90-х гг взгляды Амфитеатрова под влиянием изменения настроений в обществе радикализируются, и он покидает «Новое время». В 1899, после окончательного разрыва с Сувориным, Амфитеатров переходит в только что организованную И.Д.Сытиным газету «Россия», где вместе с приглашенным туда же В.М.Дорошевичем начинает играть основную роль. Однако после скандальной публикации антимонархического фельетона «Господа Обмановы», в котором сатирически изображались русские цари, а также К.П.Победоносцев, Иоанн Кронштадтский и другие крупные исторические деятели, Амфитеатров был на 5 лет сослан в город Минусинск, а газета «Россия» закрыта. Впечатления о пребывании в Сибири послужили для Амфитеатрова темой нескольких рассказов и очерков, повести «Побег Лизы Басовой».

В конце 1902 Амфитеатров был переведен в Вологду, а через некоторое время ему было разрешено жить и в Петербурге, однако вскоре вновь был отправлен в Вологду.

В 1904 Амфитеатров эмигрирует и живет во Франции и Италии, где продолжает публицистическую деятельность в русскоязычных заграничных периодических изданиях, а также в некоторых российских газетах, в которых активно выступает против русской монархии и ее приверженцев, например К.П.Победоносцева. В 1906 Амфитеатров основывает в Париже журнал «Красное знамя» антимонархической направленности, выражающий «среднюю», чуждую крайностей внепартийную линию. Такая позиция позволила привлечь к сотрудничеству в журнале К.Д.Бальмонта, А.И.Куприна, А.М.Горького и других русских писателей, проживавших за границей.

Находясь за рубежом, Александр Амфитеатров работает над задуманным ранее многотомным «литературным предприятием» - циклом романов «Концы и начала: Хроника 1880-1910 годов» о русской общественной жизни рубежа веков, а также над серией романов «Сумерки божков». В это же время Амфитеатров работает над серией хроникальных исторических произведений о жизни Римской империи во время правления Нерона («Зверь из бездны») и над циклом романов, поев, проблемам женщин («Виктория Павловна», «Дочь Виктории Павловны», «Марья Лусьева», «Марья Лусьева за границей»). Романы Амфитеатрова пользовались у русских читателей огромным успехом.

В годы 1-й мировой войны Амфитеатров занял патриотическую позицию и призвал всех русских к объединению. Вернувшись в 1916 в Россию, Амфитеатров активно включился в литературную жизнь России: он печатается в газете «Русская воля» и «Русское слово», журналах «Нива», «Огонек», «Бич», составляет сатирические сборники «Забытый смех», «Поморная муза».

Амфитеатров приветствовал Февральскую революцию, враждебно встретил Октябрьский переворот. Опубликовал ряд материалов, направленных против большевиков, остро поставив проблему свободы слова и печати. В 1921 Амфитеатров вместе с семьей бежал в Финляндию. За границей он жил в Берлине, Праге, Париже, пока не обосновался в Италии. Постепенно Амфитеатров отходит от журналистики и пишет преимущественно в жанре романа - завершает хронику «Концы и начала» («Вчерашние предки») и начатый в Петербурге цикл «Сестры», роман «Зачарованная степь» и «Лиляша: Роман одной женской жизни», публикует сборники рассказов и очерков, посвященных преимущественно жизни России в первые годы советской власти («Горестные заметы»), литературно-критические статьи («Литература в изгнании»), воспоминания, осуществляет литературные переработки русских сказок и преданий, произведений древнерусской литературы («Одержимая Русь: Демонические повести XVII в.»), выступает с лекциями о русской литературе.

Умер писатель 26 февраля 1938 года в городе Леванто, Италия.

Список книг

  1. Белый охотник
  2. Вербы на Западе
  3. Деревенский гипнотизм
  4. Домашние новости
  5. Дом литераторов в Петрограде - годов
  6. Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков
  7. Жар-цвет
  8. Женское нестроение
  9. Зеленые святки
  10. Зоэ
  11. Иван Купало
  12. Игра в карты по–русски
  13. Илья-Громовник
  14. История одного сумасшествия
  15. Казнь
  16. Катакомбы
  17. Классическая демонология
  18. Красное яичко
  19. Курортный муж
  20. Мертвые боги (Тосканская легенда)
  21. Мечта
  22. Морская сказка
  23. Наполеондер
  24. Неурожай и суеверие
  25. Отравленная совесть
  26. Паутина
  27. Питерские контрабандистки
  28. Побег Лизы Басовой
  29. Попутчик
  30. Сибирская былина о генерале Пестеле и мещанине Саламатове
  31. Точка опоры
  32. Черт

Читайте также

 
 

Комментарии

Дарья
Дарья

23 февраля 2016 |

Пока прочла только "Лужок черного лебедя". Впечатления неоднозначные. Что-то в книге есть, факт. Во всяком...

Евгения
Евгения

21 февраля 2016 |

О, да! Макъюэн реально мрачен. Но не так, как Стивен Кинг, у которого, вурдалаки перемежаются с монстрами и...

Julia
Julia

19 февраля 2016 |

В произведениях Натальи Нестеровой вы не встретите пошлости, чернухи, розовых соплей, извращенности, вычурности и тому подобного.

Надежда
Надежда

18 февраля 2016 |

У меня в последнее время бзик: взялась реализовывать литературный план-максимум и перечитать все культовые...

Алина
Алина

16 февраля 2016 |

Ну и страшнющая вещь эта "Осиная фабрика". Что ни страница, то какой-нибудь садистский выверт или...