Аркадий Гайдар

Аркадий Гайдар

5.0/5 оценка (1 голосов)
Опубликовано 02 января 2014 в категории Детская литература, Классическая проза

Аркадий Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился 22 января 1904 года в городе Льгов, Курская губерния. Отец, Петр Исидорович Голиков, - учитель, выходец из крестьянско-солдатского рода. Мать, Наталья Аркадьевна Салькова, - дворянка, дочь офицера. Родители помогали революционерам, участвовали в революционных событиях 1905. В 1909 семья спешно покинула Льгов из-за опасности ареста, а в 1912, после нескольких переездов, обосновалась в Арзамасе. Гайдар учится в 1914-18 в Арзамасском реальном училище, где давалось основательное образование. Февральская революция быстро увлекла подростка: он посещает большевистский клуб, участвует в распространении большевистских листовок, присутствует на съезде крестьянских депутатов в нояб. 1917, работает секретарем местной газете «Молот», становится членом РКП. В 1918 дежурит с патрулями ЧОНа на ночных улицах Арзамаса, впервые участвует в уличном бою с кадетами. В декабре 1918 вступает в Красную Армию и после военного обучения уезжает адъютантом командира особого отряда на фронт. Яркие впечатления детства и отрочества во многом повлияли на характер творчества будущего писателя: опасные приключения, мальчишеские и военные тайны определяли порой жизнь как остросюжетный детектив. Детективно-приключенческий жанр станет в будущем основой творчества Гайдара, а лучше всего ему будут удаваться образы «мальчишей», легко уходящих от игр и проказ в жизнь, полную взрослых опасностей.

В 1919 Гайдар учится на командных курсах в Москве, затем в Киеве. С августа 1919 воюет с петлюровцами и белополяками. Быстро продвигается по военной лестнице: от курсанта до командира 58-го отделения Нижегородского полка (1921). После недолгой побывки дома в 1920 (в связи с контузией и ранением) продолжает учебу в Москве - в Высшей стрелковой школе. Далее - Кавказский фронт, участие в разгроме деникинцев, охране границы под Сочи, отправке маршевых рот в мятежный Кронштадт, в подавлении антоновского восстания. Смысл Гражданской войны тогда представлялся будущему писателю в наивном духе революционно-героического романтизма и почти крестьянского утопизма. Происходившее казалось юному командиру даже празднично-веселым. В неоконченной повести «Бумбараш» (1937) Гайдар вспомнит эти впечатления: «Слез Бумбараш на знакомой станции. Кругом шум, гам, болтаются флаги. Бродят солдаты. Ведут арестованных матросы. Пыхтит кипятильник. Хрипит из агит-будки облезлый граммофон. И, стоя на грязном перроне, улыбается какая-то девчонка в кожаной тужурке, с наганом у пояса и с красной повязкой на рукаве. Мать честная! гремит революция!». Однако четверть века спустя Гайдар заново переживает прошлое, оставляя такие записи в дневнике: «Мучает меня совесть, а о чем - точно не знаю»; «Очень дымное, тревожное, счастливое время - людей не помню - помню события»; «Снились люди, убитые мною в детстве»; «Будто бы я солдат не то какого-то полукаторжного легиона, не то еще кто-то».

В 1922 Гайдар, начальник второго боевого района в Хакасии, ведет борьбу с «горно-партизанским» отрядом И. Н. Соловьева, объявившего себя «императором тайги». Погони за соловьевцами дорого обошлись командиру Голикову: он заболел травматическим неврозом, был обвинен в превышении власти - самочинном расстреле, исключен из РКП на полгода и отпущен в продолжительный отпуск по болезни. В дальнейшем он так и не подал заявление о восстановлении в партии, а через два года был уволен из РККА. Однако Г. всегда связывал себя с Красной Армией и жалел, что не довелось ему стать крупным военачальником. Хакасский период почти не получил отражения в его творчестве.

Первую свою повесть «В дни поражений и побед» Гайдар писал на фронтах в 1922— 1924; она была показана К. А. Федину, М. Л. Слонимскому, С. А. Семенову и вышла в 1925 под собственным именем автора в ленинградском альманахе «Ковш». Автор попытался обобщить свои впечатления, передать настроения красноармейцев, мирных крестьян; внутренний мир, взгляды врагов его почти не интересовали. Военно-идеологическая предвзятость оценок в этом произв. максимальна, но заметно незаурядное писательское дарование -в ярких деталях, динамичных, точных описаниях и стремительных диалогах. В этой повести впервые дала себя знать тяга Гайдара к эпическим обобщениям.

Осенью 1925 переезжает в Пермь, сотрудничает в газете «Звезда». Тогда же создает рассказ «Р. В. С.» и новеллу «Угловой дом», впервые подписанную «Гайдар». По архивным материалам начинает повесть о борьбе пермских рабочих против царизма, которую потом назовет «Жизнь ни во что». В «Звезде» печатает фельетоны, рассказы, стихи, путевые записки (из путешествия по Средней Азии в 1926); там же появляются фантастический рассказ «Тайна горы», отрывок из пов. «Рыцари неприступных гор» (в отд. изданиях - «Всадники неприступных гор»), поэма «Пулеметная пурга». Несколько фельетонов опубликовано в газетах «Правда Востока» и «Туркменская искра». С 1926 произведения Гайдара выходят отдельными изданиями в Москве. Начинается пора его широкого признания.

В 1927 переезжает в Свердловск, продолжает печататься в «Звезде», а также в газете «Уральский рабочий». Летом 1927 переезжает в Москву, пишет для газет «Красный воин», «Голос текста лей» десятки рассказов, фельетонов, статей и стихов. Публикует детективно-приключенческую повесть «На графских развалинах». В 1928 в Архангельске сотрудничает в газете «Волна», «Правда Севера». Там начинает писать повесть «Школа», которая выходит в журнале «Октябрь» под названием «Обыкновенная биография». «Школа» - самое значительное произведение Гайдара о революции и Гражданской войне; в ее основу лег автобиографический материал. Главный герой, 15-летний Борис Гориков, едва избавившись от мальчишеских иллюзий, навеянных 1-й мировой войной, готов поверить в пролетарскую грезу «светлого царства». Однако герой открывает, что реальная война вовсе не похожа на ее банальные описания, что на войне отменяется привычная этика и заново вырабатываются нравственные заповеди. Гайдар не идеализировал красных и не изображал злодеями белых. Крестьяне и рабочие в его повести в конце концов приходят к поддержке красных, потому что, как им кажется, именно красные ведут к лучшей жизни.

В 30-х гг. Гайдар по-прежнему много ездит по стране. Среди его друзей - писатели Р. И. Фраерман, Л. А. Кассиль, К. Г. Паустовский. В это время он окончательно сложился как детский писатель, овладел литературным мастерством. В 1930 пишет для 2-го издания «Школы» приложение - автобиографию «Командир отдельного полка», 2-ю часть «Школы», рассказ для радио «Четвертый блиндаж». В крымском пионерлагере «Артек» заканчивает повестьм «Дальние страны» (1931). В 1932 на Дальнем Востоке работает корреспондентом хабаровской газеты «Тихоокеанская звезда». В 1933 пишет повесть «Военная тайна», куда включает «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», рассказ «Пусть светит». В 1934 работает над повестью «Синие звезды». В 1936 публикует рассказ «Голубая чашка», начинает работать в кино для детей, редактирует чужие сценарии, готовится к экранизациям повести «Р. В. С.» и рассказа «Четвертый блиндаж».

Отношение Гайдара к И. В. Сталину можно понять по тому факту, что ни в одном произведении или выступлении он не упомянул имени вождя. Писателя особенно волновала судьба юного поколения, оставшегося в годы сталинских чисток без отцов - примеров большевистского идеала. В повести «Судьба барабанщика» (1937) Гайдар выступил в защиту детей, которым грозили лагеря и расстрелы по постановлению от 7 апр. 1935 «Об уголовной ответственности детей с 12-летнего возраста». Ошибки героя повести, 12-летнего Сережи Щербачева, едва не стоят ему жизни и чести, первопричинами же его бед автор считает арест отца и недостаток жизненного опыта. По «Судьбе барабанщика» в 1938 был написан киносценарий. Появление первых глав в газете «Пионерская правда» вызвало незамедлительную реакцию властей: публикация была приостановлена, что послужило сигналом для изъятия книг Гайдара из библиотек. От ареста спасло постановление о награждении писателя (орден «Знак Почета», зима 1939).

Ошибки мальчиков из рассказа «Чук и Гек» (1938) не имеют трагических последствий, потому что на охране их детства - отец, Красная Армия, Кремль. Крепкое единство страны и семьи - таков идеал Гайдара, провозглашенный в пору жестокого разлада между властью и человеком.

В 1939 он пишет рассказ «Дым в лесу», пробует силы в драматургии, задумывает киносценарий «Тимур и его команда», законченный уже в 1940. Кинофильм, поставленный режиссером А. Е. Разумным в том же году, и повесть, выросшая из сценария, дали начало тимуровскому движению. Повести, опубликованные в «Пионерской правде», имели огромный успех. В 1940 Гайдар пишет продолжение «Тимура...» - «Комендант снежной крепости», а в начале 1941 - киносценарный вариант этого продолжения; в первые недели Великой Отечественной войны создает киносценарий «Клятва Тимура». В июле 1941 уезжает на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда», пишет очерки, статьи. В августе - сентябре в журнале «Мурзилка» напечатана сказка Гайдара «Горячий камень», основная ее мысль сводится к тому, что всякий человек в ранние или зрелые годы непременно обжигается о «горячий камень», каждый когда-то должен ответить на вопрос о смысле жизни.

В сентябре 1941 Гайдар отказался вылететь последним самолетом из окруженного врагами Киева и остался в партизанском отряде. Он погиб (26 октября 1941) в коротком бою под деревней Леплява близ города Канева.

Список книг

  1. 300 робинзонов
  2. Бандитское гнездо
  3. Берись за оружие, комсомольское племя!
  4. Бумбараш
  5. В дни поражений и побед
  6. В добрый путь!
  7. Василий Крюков
  8. Военная тайна
  9. Война и дети
  10. Гибель 4-й роты
  11. Глина
  12. Голубая чашка
  13. Голубая чашка
  14. Горячий камень
  15. Дальние страны
  16. Дым в лесу
  17. Жизнь ни во что
  18. Из писем и дневников
  19. Клятва Тимура
  20. Комендант снежной крепости
  21. Конец Левки Демченко
  22. Левка Демченко
  23. Лесные братья
  24. Маруся
  25. Метатели копий
  26. Мост
  27. Мысли о бюрократизме
  28. На графских развалинах
  29. Ночь в карауле
  30. Обрез
  31. Обыкновенная биография
  32. Перебежчики
  33. Повести и рассказы
  34. Повести, рассказы, фронтовые очерки
  35. Поход
  36. Проклятая дочь
  37. Профсоюзные испанцы XIV века
  38. ...

Читайте также

 
 

Комментарии

Дарья
Дарья

23 февраля 2016 |

Пока прочла только "Лужок черного лебедя". Впечатления неоднозначные. Что-то в книге есть, факт. Во всяком...

Евгения
Евгения

21 февраля 2016 |

О, да! Макъюэн реально мрачен. Но не так, как Стивен Кинг, у которого, вурдалаки перемежаются с монстрами и...

Julia
Julia

19 февраля 2016 |

В произведениях Натальи Нестеровой вы не встретите пошлости, чернухи, розовых соплей, извращенности, вычурности и тому подобного.

Надежда
Надежда

18 февраля 2016 |

У меня в последнее время бзик: взялась реализовывать литературный план-максимум и перечитать все культовые...

Алина
Алина

16 февраля 2016 |

Ну и страшнющая вещь эта "Осиная фабрика". Что ни страница, то какой-нибудь садистский выверт или...